Змеи, черви и злые духи
реалистический взгляд на традиционное духовное целительство
Сегодня утром я обнаружил в электронной почте письмо от одного начинающего целителя, которого заинтересовала моя духовидческая работа с «Песней Девяти священных трав» и их лечебными свойствами. Для тех, кто не знаком с этой песней, поясню, что в ней описываются девять растений и способы их применения в духовном целительстве, а также приводится длинный список «ядов», от которых они исцеляют, и многократно упоминаются «змеи», «черви» и их ядовитые укусы. (В древнеанглийском, как и во многих древнегерманских языках, змея и червь обозначаются одним и тем же словом; в древнеанглийском, на котором написана «Песня Девяти трав», это слово — wyrm.) О травах поется как о средствах от яда этих змей.
И все бы хорошо; но, как справедливо отметил этот пытливый исследователь, ни одна из перечисляемых трав в действительности не может служить противоядием от укусов змей. Все они в том или ином отношении целебны, но от яда не спасают. Так к чему же все эти упоминания о змеях и ядах? Значит ли это, что вся медицина наших предков — суеверная чушь, как то пытается внушить нам медицина современная?
Автор письма совершенно прав в своем утверждении, что ни одна из этих трав не поможет от змеиного яда, как бы тот ни проник в организм — собственно, с укусом змеи или через отравленное каким-нибудь злодеем питье или пищу. Однако он упускает из виду самую суть описываемых здесь чар. Действительно, слово attor, снова и снова повторяющееся на протяжении песни, обычно переводят как «яд». От этого же корня происходит слово adder — «ядовитая змея». Однако надо понимать, что для наших североевропейских предков понятие яда было тождественно понятию болезни. Для нас яд — это одно, а болезнь — другое, хотя на самом деле между этими явлениями — гораздо большего общего, чем мы готовы признать. Для них же attor было попросту «тем, из-за чего ты заболел», — что бы это ни было.
Attor мог прийти откуда угодно. Наши предки заметили, что некоторые растения ядовиты, и если их съесть, то заболеешь. Иногда происходило что-то неладное с пищей или водой, и от этого люди тоже заболевали. Иногда человека кусало какое-нибудь животное, и это тоже становилось причиной болезни. А иногда болезнь приходила вообще невесть откуда. Но все это наши предки понимали как яд того или иного свойства. Они прекрасно знали, что attor может передаваться от человека к человеку по воздуху. Так, в песне несколько раз упоминается «летучий» (onflyge) яд и наряду с ним — «злой дух, бродящий по всей земле», а заключительная строфа представляет собой заговор от этих «странствующих» ядов, приходящих с четырех сторон света.
Но, помимо этого, девять священных трав описываются в песне как средства против девяти, а возможно, и более, «червей» или «змей» (wyrm); Один сражает этими травами одного из таких «червей», и тот погибает. Упоминается также поток, у которого можно найти всех ядовитых змей. Однако всё это — вовсе не змеи в буквальном смысле слова, а отрава, которую они разносят, — вовсе не змеиный яд. Все это — различные болезни, как явствует из длинного списка «ядов», завершающего песню. Столько разновидностей ядовитых змей не найдется во всей Северной Европе; в таком количестве кошмары герпетолога водятся только в теплых краях — в Индии, Африке и Австралии. Змея или червь — это всего лишь символический разносчик болезни. Это тот самый wyrm, который com snican — «приполз тайком» — и которого Один убивает девятью травами. Таким образом, рассматривать все эти растения с точки зрения их способности противостоять змеиному яду, не имеет ни малейшего смысла. В данной символической система любая болезнь — это своего рода змеиный укус. Вопрос только в том, как понять, какая из этих змей на тебя покусилась, и как с ней бороться.
Так называемые «цивилизованные» народы веками отвергали традиционную медицину племенных духовных целителей как презренное суеверие. А для начала эти народы истребили всех собственных духовных целителей, в результате чего утратили и собственные традиции, и всякое их понимание. И один из главных аргументов, который они выдвигали против этого «невежественного примитивизма», заключался в том, что, мол, только необразованный дикарь способен верить, что болезни насылают злые духи. Однако после многолетних магических, духовных и антропологических исследований я пришел к выводу, что такая точка зрения на причину болезней — отнюдь не суеверие.
Давайте мысленно вернемся в прошлое и посмотрим на нашего доисторического духовного целителя повнимательнее. Целителями были не все шаманы, но многие, и почти все могли лечить по крайней мере некоторые болезни. Шаман, или духовидец, работал по-другому, чем знахарь-травник, хотя во многих культурах эти два профессии совмещались и большинство шаманов были сведущи в основах траволечения. Духовные врачеватели не просто назначали больным те или иные целебные растения — они шли дальше. Лекарственные травы составляли только первую линию обороны, и иногда ее оказывалось недостаточно.
Представьте себе, что вы — человек, от которого зависит здоровье всего вашего племени. Вы живете в опасной среде, и в любой момент откуда угодно может прийти непонятная болезнь. Кто-то ломает ногу, вы ее вправляете, фиксируете, и нога благополучно заживает. Но в другой раз человек с точно таким же переломом заболевает и умирает. Разумеется, первая ваша задача — поставить диагноз. Как понять, что именно пошло не так? Можно, конечно осмотреть физическое тело и расспросить больного о симптомах, как и поступали врачи на протяжении тысячелетий… но, как они нередко убеждались, этого не всегда бывает достаточно. За внешними симптомами могут скрываться совершенно иные проблемы, и телесная оболочка способна сообщить не так уж много.
В наши дни диагностику существенно облегчает возможность заглянуть внутрь тела и изучить состав его жидкостей: в распоряжении врачей имеются рентгеновские лучи, томография, биопсия и, самое важное, микроскоп, позволяющий исследовать бактериологический и химический состав жидкостей, выделяемых организмом. Но у нашего древнего врачевателя не было таких высокотехнологичных средств, и заглянуть сквозь непрозрачную оболочку кожи он не мог… и поэтому приходилось обращаться к технологии другой рода — той, что позволяет смотреть и работать на астральном плане. Для этого, разумеется, надо было иметь Талант; именно поэтому травницами и знахарями могли становиться многие, но духовидцами — далеко не все.
(Один американский этноботаник, изучавший шаманскую науку о травах в Южной Америке, рассказывает, что у него постоянно болел локоть — по-видимому, после серьезной травмы, случившейся с ним еще в колледже, — и он решил обратиться за помощью к шаману, с которым в то время работал. Шаман внимательно осмотрел его руки и сказал, что у него в «духовном локте» дыра, из-за которой физический локоть ослаблен, и что эту дыру надо залатать. Затем он провел ритуал, и на несколько лет рука перестала болеть. Для меня все это выглядит совершенно осмысленно. Шаман исследовал астральное, а не физическое тело, и именно там обнаружил источник проблемы. Разумеется, исправить повреждение было уже труднее: для этого обычно требуется всевозможная ритуальная работа.)
Чтобы проделать все это, нужно уметь видеть на астральном плане различные объекты, в том числе и астральное тело человека. Но иногда можно посмотреть таким образом на больного и увидеть только, что с ним что-то неладно, а что именно — так и останется непонятным. Этот вот странный сгусток энергии в желудке — откуда он взялся? Из-за дисбаланса «соков» или «энергий»? Или от злых духов? Иными словами, в чем тут причина — в нарушении тонкого внутреннего баланса химических веществ или в действии патогенов, проникших извне? Если вы хотите это выяснить, нужно посмотреть астральными глазами на астральное тело больного так, чтобы увидеть гораздо более мелкие объекты, чем обычно. Значит, нужно перенестись самому в этот микроскопический мир, а для этого уже необходимы трансовая работа и измененные состояния сознания.
Для этого, в свою очередь, понадобится еще одна технология, уже совсем другого рода, а именно: такие методы погружения в транс, которые будут давать надежные результаты, с которыми вы сможете эффективно работать и которые не причинят вам слишком большого вреда. Кроме того, вам понадобится какой-то способ распознавать то, что вы увидите, и интерпретировать увиденное. Для этого служит традиционная символическая система, которую вы предположительно переняли от обучавшего вас духовидца. Вы можете не знать, что такое надпочечники, но вас научили путешествовать в трансе к Источнику Огня, и теперь вы знаете, как он должен выглядеть, и сможете отличить, если с ним окажется что-то не в порядке. В каждой шаманской традиции принят свой особый язык для описания частей тела; эскимосские ангакоки, например, заучивают символические названия для всех анатомических частей и органов, включая каждую кость.
Итак, вы входите в транс привычным для вас способом, будь то барабанный бой или галлюциногены, танец, пение, пост, или ритуальный секс, или любая другая эффективная для вас методика. Затем вы отправляетесь в астральный желудок лежащего перед вами человека. И там, преобразив свое сознание в нечто такое, что способно воспринимать окружающее на микроскопическом уровне, вы, наконец, выясняете, что же именно пошло не так. В желудке бесчинствует какая-то зловредная сущность, которая, судя по всему, стремится разрушать все вокруг, чтобы за счет этого расти. Злые духи! Вы наблюдаете за ними, засекаете их астральный «запах» и возвращаетесь. Но радоваться рано: ваша работа только началась.
Если этот злой дух — один из тех, которых вы уже «видели» и «чуяли» раньше, и если вы знаете, что его можно изгнать определенными физическими средствами, вы назначаете соответствующее лечение. Но если простого средства от этой болезни нет, что же делать? Остается перейти ко второй линии обороны — уничтожить этих злых духов. Ведь, в конце концов, именно они и вызвали болезнь.
Читатель, верно, уже готов отреагировать на это с виду нелепое утверждение рефлекторной насмешкой, но я попрошу его минутку подождать и задуматься вот о чем: каждому, кто имел дело с какой бы то ни было разновидностью духовного врачевания, известно, что все начинается с жизненной силы. В основе таких уважаемых и долговечных систем, как рэйки и цигун, лежит знание о том, что все сущее пронизано энергией, имеющей множество разновидностей и «вкусов», и этой энергией можно управлять, вызывая тем самым определенные физические изменения. Иными словами во всем есть душа того или иного рода, а во всяком живом существе эта душа состоит из подвижной жизненной силы. Сила эта есть в каждом из нас, как бы мы ее ни называли, — «ци», «чи», «хуна», «прана», «мана» или как-то иначе. Эта наша внутренняя ци несет на себе нашу «личную подпись», наш «вкус». Если мы потеряем слишком много жизненной силы, то ослабеем и заболеем; по-видимому, в такой ситуации в первую очередь страдает иммунная система. Если же мы лишимся жизненной силы вовсе, то упадем и умрем.
Бактерии — нравится нам это или нет, — тоже живые. И вирусы — тоже. Это странные и чуждые нам формы жизни, но это — жизнь. Считать их неодушевленными предметами — ошибка. Они движутся, питаются, выделяют отходы и воспроизводят себе подобных… и у них тоже есть души. Если вы — духовидец и у вас правильно поставлено зрение, вы сможете разглядеть их ци, даже если не увидите физического вещества, из которого они состоят. И с этой точки зрения, утверждение о том, что в тело больного вторглись злые или, по крайней мере, разрушительные духи совершенно справедливо. А то обстоятельство, что они при этом разъезжают в каких-то крошечных материальных телах, для вас не играет никакой роли. Вы не можете увидеть их физическую часть и не можете к ней прикоснуться, так что работать с ней все равно не придется.
У раковых клеток тоже есть своя ци. Рак — это не столько внешний захватчик, сколько часть человеческого организма, которая попросту взбунтовалась и съехала с катушек. Но когда здоровые клетки превращаются в раковые, энергетическая «подпись» на них меняется и души раковых клеток начинают выглядеть как чужаки. Духи их становятся злыми, и это зло распространяется в организме, захватывая все новые территории. Так что на практике они ведут себя так же, как агрессоры, пришедшие извне.
Обучаясь работать с жизненной силой (особенно в рамках какой-нибудь племенной целительской традиции) и выяснив, что эта жизненная сила собой представляет и как ею управлять, вы узнаете затем, что всякий, кто окажется полностью отделен от своей жизненной энергии, заболеет и умрет. И как это проделать — вы тоже узнаёте. Забрать всю жизненную силу у такого большого и сложного животного, как человек, или даже у какой-нибудь белки или жука, нелегко. На это нужно время, и даже если вы окажетесь мастером своего дела, жертва может продержаться несколько дней. Исторгать души из бактерий несколько проще, хотя бы потому, что они по сравнению с вами такие крошечные, а вы — такой огромный. Однако разница в масштабах вызывает другое затруднение, а именно: уничтожить этих злых духов (и тем самым ослабить и погубить их физические вместилища) нужно так, чтобы при этом не пострадало поле битвы — человек, внутри которого развернется это сражение.
Современная альтернативная медицина справедливо критикует современную же аллопатию за то, что та не способна работать с человеческим телом по-человечески. Забывая, что пациент — человек, аллопатия использует тактику выжженной земли, не компенсируя правильным питанием и другими способами врачевания тот ущерб, который наносят телу ее методы, и, более того, пытается обойти или заместить иммунную систему, вместо того чтобы с ней сотрудничать. Со своей стороны, современная аллопатическая медицина критикует медицину альтернативную за то, что она не способна поставить точный диагноз, бессильна перед лицом по-настоящему тяжелых заболеваний и неоправданно оптимистична в своих практиках. И это, к сожалению, тоже правда. Большинство современных американских систем врачевания энергией строятся на том, чтобы накачивать пациента позитивной энергией в надежде, что та укрепит естественные защиты организма и поможет ему преодолеть болезнь самостоятельно. Безусловно, это наименее агрессивный из всех возможных методов и потенциально наименее вредный, что само по себе — большое достоинство для метода, который при желании может освоить любой обладатель кредитки или чековой книжки. Кроме того, он действительно помогает от многих мелких недомоганий (спору нет!) и служит вполне эффективным дополнением к аллопатической медицине, до некоторой степени нейтрализуя нанесенный ею побочный ущерб. Но когда организм столкнулся со слишком сильным захватчиком, изгнать которого самостоятельно ему не под силу, эта методика оказывается бесполезной, — а между тем подобное случается куда чаще, чем хотелось бы думать современным альтернативным целителям. По крайней мере, древние духовидцы сталкивались с такими случаями часто.
Как скажет вам любой племенной шаман-врачеватель, чтобы освоить его профессию, нужен не только особый талант, но и долгие годы подготовки и накопления знаний, а также постоянная и частая практика — во всяком случае, не меньшая, чем требуется для получения докторской степени. Научиться этому за год-другой в свободное от работы время невозможно. Шаман должен не только изучить все растения и их медицинские свойства, но и научиться говорить с духами растений. (Как вы узнаете, для чего годится то или иное растение и в какой дозировке его применять? Можно идти путем проб и ошибок, попутно угробив кучу народу, — а можно просто спросить у духа растения.) Шаман должен изучить методы трансовой работы и найти решение всех сопутствующих этому проблем. Он должен изучить анатомию человека, как путем наблюдений (не забывайте, что древние люди собственноручно разделывали животных, а иногда и вскрывали трупы людей — для бальзамирования), так и через посредство символического языка своей традиции. Кроме того, ему желательно научиться общаться со злыми духами, чтобы при необходимости заключать с ними перемирие того или иного рода. И на тот случай, если это не удастся, ему нужно научиться вытягивать, высасывать, вырезать, выцарапывать или как-то иначе извлекать из пациента этих разрушительных духов, по возможности ослабляя их физические оболочки.
Умение точно и окончательно извлекать жизненную силу из злых духов, не тревожа при этом и так уже ослабленную жизненную силу пациента, — искусство ничуть не менее сложное, чем самая тонкая современная хирургия, и подчас одних только человеческих рук, разума и сознания для этого недостаточно. Иногда духовному целителю приходится обращаться за помощью к другим духам — будь то духи растений и животных или какие-то иные сущности, — чтобы те стали его глазами, ушами и руками на этом микроскопическом, но всеобъемлющем уровне. А для этого необходим уже совсем иной комплекс знаний — знаний о том, как общаться с духами, как добиваться их благосклонности и как позволять им использовать ваше тело, не теряя при этом контроля над ситуацией или, по крайней мере, над самим собой. Это требует невероятно обширной подготовки, причем такой, которую большинство людей не понимают до конца и либо сбрасывают со счетов, либо чересчур упрощают и толкуют совершенно превратно. Если вы не понимаете, как работает эта духовная технология, или не принимаете идей, лежащих в ее основе, тогда, конечно, она и в самом деле будет казаться вам нагромождением какой-то примитивной чепухи.
Дойдя до этого места, некоторые читатели, должно быть, припомнят рассказы о людях, чудесным образом исцелившихся от какой-нибудь ужасной болезни, просто обратив силу духа против материи. Несомненно, подобное случается, но редко. Для этого нужно войти в состояние крайней необходимости: когда вы понимаете, что для вас это — вопрос жизни и смерти, ваше бессознательное может изыскать некий способ совершить невозможное напрямую, не прибегая ко всем этим ухищрениям. Проблема, однако, в том, что все эти чудесные исцеления — уникальные случаи, которые, как правило, происходят с человеком единственный раз в жизни: воспроизводить такое чудо на регулярной основе невозможно. А племенной шаман-целитель не вправе дожидаться, пока им овладеет чувство крайней необходимости и все сопутствующее вдохновение. Ему нужно научиться добиваться тех же результатов на регулярной основе с достаточной частотой. Может случиться так, что в понедельник ему понадобится разбираться со злыми духами гайморита, в среду — с воспалением мочевого пузыря у какой-нибудь другой пациентки, а в пятницу — с целым семейством, подхватившим желудочный грипп.
Весь свод шаманских знаний древнеанглийской традиции был утрачен за несколько столетий до того, как на этом языке появились первые письменные травники. Вполне возможно, что эта традиция пресеклась еще до переселения англосаксов на Британские острова. «Песня Девяти священных трав» и другие подобные осколки древнего знания — последние ее жалкие остатки; и сама эта песня — одна из последних сохранившихся песен силы моих предков, пусть даже искаженная и во многом уже непонятная. В ней говорится о тех растениях, духов которых лучше всего призывать на помощь в борьбе против целого длинного перечня злых духов-«червей», наводняющих собою и отравляющих человеческое тело, но значения названий и описаний, из которых состоит этот перечень, до нас не дошли. Читать этот текст как простой знахарский рецепт и, тем более, как описание средства от укуса змеи или преднамеренного отравления, — значит, полностью упускать виду его истинную суть.
(Предполагаю, что в системе такого рода лучшее средство от укуса змеи заключалось бы в том, чтобы сначала высосать как можно больше отравленной крови из ранки, а затем установить контакт с духом змеи данного вида — возможно, при помощи этой же самой крови, — и попытаться добиться, чтобы он оставил пострадавшего в покое. Магия такого рода отличается от той, в которой явлениями и событиями пытаются управлять силой воли и силой слова: это работа с духовными сущностями, требующая совершенно иных приемов и навыков.)
Однако не следует полагать, что вся эта информация потеряна безвозвратно. Даже если на свете не осталось людей, которые бы ею владели, и даже если никто никогда ее не записывал, духи ее не забыли. Возможно, одни из них помнят одну какую-то часть, другие — другую; но, так или иначе, они помнят, и у них можно научиться всему этому заново. Вопрос только в том, чтобы установить контакт с подходящими духами, что само по себе непросто… но и ничего невозможного в этом нет. Представление о том, что весь мир состоит из духов, — не суеверие, а чистая правда, в самом буквальном смысле слова. У некоторых из этих духов есть физические тела, у некоторых — нет, но каждый из них — часть системы. Система эта и элегантна, и беспорядочна, и разумна, и безумна, и полна случайностей, и надежна одновременно. Ну, по крайней мере, достаточно надежна. В противном случае мы как вид попросту не развились бы до такой степени, чтобы затем ухитриться прожить без нее целое тысячелетие.