Утисета и дальние странствия: Путь Медитации
Отрывок из книги «Кони духов: пути шаманизма Северной традиции»
Ночь тиха, и лес полнится запахом сосен и палой листвы. Она пробирается к своему любимому дереву, дубу-прадеду, раскинувшему свои ветви поодаль от тропы (в это время безлюдной, все путники спят), такому огромному, что ей не обхватить и половины ствола. Она прислоняет к дереву посох — когда-то он был вырезан из его же ветви и вот теперь словно вернулся домой. По одну сторону она ставит подношения для духов земли, по другую — садится сама. Устроившись во впадине между двумя самыми толстыми корнями, она набрасывает на голову капюшон, укрывающий лицо, шепотом возносит молитву своему покровителю и начинает Дышать.
Сначала — только Дыхание, вдох-выдох, вдох-выдох, ничего больше. С каждым вдохом замечай звуки и запахи леса — листьев этого древнего дуба и сосен, растущих вокруг; замечай тишину и шелест, грубую кору за спиной, — и все это вдыхай на счет. Затем на тот же счет держи их в себе, наслаждайся их вкусом. Затем — выпускай на выдохе. Пусть все они уходят, выдыхай их до конца, до самого дна, до пустоты. Выдыхай, отпускай свои чувства, свои дневные труды, все мысли, что жужжат и роятся у тебя в голове, как пчелы. Вот это все и ушло. Пустота. Впрочем, еще не совсем: с первым выдохом — слишком рано; но каждый новый цикл дыхания опустошает все полнее. Чувствуй то, что снаружи, а затем отпускай все чувства. И вот уже только лес заполняет ее на вдохах, а вся обыденная ушла без следа. Лес — это все, что есть; и больше нет ничего. Она не знает, сколько времени, сколько вдохов и выдохов понадобилось, чтобы дойти до этой точки. Но это и неважно. Важно то, что она знает путь, а вдохи и выдохи — лишь следы ее ног на этой давно знакомой дороге.
Затем — Дух Земли. Сейчас она уже почти не чувствует себя; важно лишь то, что ее окружает, да и то — лишь на вдохах; и, погружаясь в это окружение, она постепенно начинает сознавать, что он — уже здесь, он пришел к ней. Он хорошо ее знает: этот танец прикосновения и приветствия, подношения даров и радушной встречи они танцуют вдвоем не реже раза в неделю. Прикосновение духа дружелюбно, хотя и безлично: она не привязана к этой земле, но все-таки он — ее давний друг. Ему по нраву и подношения, и ее неизменная учтивость. И одного мимолетного касания вполне достаточно, чтобы еще раз подтвердить их старый договор: ты кормишь меня, ты хранишь мою Нить, я кормлю тебя, я храню память о тебе.
И на этом она углубляется дальше во тьму, начиная замыкаться от внешнего мира. Ее дыхание замедляется, и на вдохах уже не лес входит в нее, а одна только ночь, — и вот уже нет и ночи, осталась лишь тьма. Она плывет в темноте, в трансе, и тянется за Грань. Для нее это медленный процесс и, наверное, так будет всегда. Некоторым достаточно подышать лишь несколько минут, чтобы выпорхнуть Наружу, но она проходит пешком весь путь туда и обратно: один вдох — один шаг. Но, быть может, чем медленней — тем вернее. Спешить некуда. Вся ночь впереди. Иногда одного дыхания оказывается недостаточно, и тогда она начинает петь или читать нараспев заклинания, наделяя каждый шаг дыхания силой голоса и онда, подталкивая себя вперед, удерживая ноту за нотой до тех пор, пока в ней не останется ничего, кроме вибрации.
Зеленое зарево загорается в небо на западе — или, по крайней мере, в той стороне, которую она сейчас воспринимает как запад. Туда ей и надо. В Ванахейме весна, и Госпожа, которой она служит, сейчас там, и цветы распускаются под Ее легкими стопами. Днем Она облачена в нежно-зеленое и шествует по полям, пробуждая их к весенней славе, выманивая ростки из-под земли. По ночам Она пирует в чертоге, который зовется в Ее честь, и нет у него никакого другого имени; там собираются жены и поют заклинания, творя магию. Туда-то и ведут ее шаги дыханья — в тайные палаты Фрейиного сейда, где золотая Госпожа предстает в самом колдовском из Ее обличий. Ей надо задать один вопрос, и позади остались люди, в тревоге ждущие ответа… и, кроме того, она должна кое-чему научиться, она поклялась пройти это обучение. Зеленый свет разгорается все ярче: она идет ему навстречу с посохом в руке… потому что у посоха тоже есть душа, и он странствует вместе со своей хозяйкой. В Ванахейме весна, и трава мягко стелется ей под ноги, а впереди уже сияет факелами чертог Госпожи. Ее там узнают и, как всегда, примут радушно.
Первый из Восьми Путей, самый простой и самый популярный, — это Путь Медитации, почти для всех духовидцев составляющий основу всей работы. Традиционно его также называют Путем Дыхания, потому что для освоения этого пути важно научиться правильно дышать и контролировать поступление кислорода в организм. Мы же, последователи Северной традиции, называем его «утисета», что буквально переводится как «сидение снаружи» и ассоциативно вызывает в памяти классический образ духовидца, который удаляется в тихое и уединенное место, подальше от людского жилья, и погружается в медитацию для общения с богами и духами или для магической работы на нефизическом плане.
В некоторых случаях утисета плавно переходит в «дальние странствия» или «путешествия», как в Северной традиции именуется то, что современные маги называют «астральной проекцией». Это происходит, когда определенная часть души покидает тело и отправляется в Иные миры (или в другие места нашего мира), не теряя, однако, связи со своей физической формой. О путешествиях и о том, как их проводить, подробно рассказывается в «Путеводителе по Девяти мирам» — второй книге серии, посвященной шаманизму Северной традиции, так что начинающему путешественнику стоит приобрести и ее.
Дыхание — источник жизни. Древнескандинавское слово «онд», буквально означающее «дыхание», нагружено теми же смыслами, что и восточные термины «ки», «ци», «прана» и так далее. Согласно мифу, Один вдохнул жизнь в Аска и Эмблу — первых людей Мидгарда — и тем самым наделил их даром онда. Где не осталось дыхания, там больше нет и жизненной силы. Управляя дыханием, вы воздействуете и на жизненную силу. Научившись управлять дыханием, вы сможете менять свое настроение по желанию, снижать уровень тревожности, очищать разум от раздражающих навязчивых мыслей и обострять или притуплять осознание собственного тела, в зависимости от того, как именно вы будете дышать.
В Северной традиции нет специальных дыхательных упражнений, подобных тем, какие используются в индийской йоге или буддийской практике медитативного пения. В молодости я жил под одной крышей с целой толпой хиппи, которые научили меня одному из методов пранаямы (эта базовая техника, по сути, представляет собой более интенсивный и длительный вариант описанного Лидией четырехчастного дыхания). Но я понятия не имел, что это можно как-то использовать в моей магической и духовной практике, пока случайно не соединил управляемое дыхание с другим навыком, которому обучался в то время, а именно — с пением. В какой-то момент я обнаружил, что дыхательные упражнения, которые используют при постановке голоса, имеют много общего с йогическими методами дыхания; и что и те, и другие можно совместить с магической техникой, которая, как я узнал впоследствии, представляет собой одну из разновидностей гальда, — со способом пения, при котором вместе с дыханием вы направляете вовне свое магическое намерение. Если дыхание само по себе — это орудие мистика, то пение — это дыхательное орудие шамана. Помните, чем шаман отличается от мистика? Если вы когда-нибудь слышали аудиозаписи шаманского пения, вы знаете, что дело тут не в качестве голоса. Силу шаманскому пению придает нечто иное… и в Северной традиции эта техника хорошо известна.
Даже если вы не поете, а квакаете, как лягушка, имеет смысл взять несколько уроков вокала, хотя бы для того, чтобы правильно поставить дыхание. Четырехчастное дыхание, описанное в учебниках по йоге, служит для того, чтобы входить в состояние легкого транса, в основном за счет удлиненных пауз между вдохами и выдохами. Обычно человек не задерживает воздух в легких надолго и не делает больших перерывов между выдохом и вдохом, но при четырехчастном дыхании акцентируются именно эти «пограничные состояния» дыхательного цикла: они приравниваются по длительности к выдохам и вдохам, благодаря чему и наступает транс. Если подойти к пению с этой точки зрения, то первое, что вам понадобится, — это найти (или сочинить) такую песню, при исполнении которой можно будет выдерживать ритм четырехчастного дыхания или, возможно, какую-нибудь другую дыхательную схему, которую вы подберете для себя опытным путем. Если таким образом ввести себя в транс, то энергию песни/заклинания будет легче собрать, направить и выпустить в цель. Работа с песнями силы — это одно из ответвлений Пути Дыхания: это техника управления ондом, позволяющая создать что-то внутри себя и вывести наружу. Дыхание — носитель жизненной силы; не забывайте об этом. Если вам трудно высвободить эту способность, начертите в области горловой чакры руну Ансуз — это может помочь.
Другое ответвление этого пути — практика «дальних странствий», которые обычно проводятся молча. Здесь мы опять возвращаемся к утисете. После того, как вы научитесь вводить себя в транс при помощи дыхания и сосредоточения, встанет вопрос о том, куда именно вам идти. Начинающим духовидцам я советую для начала отправиться внутрь себя, потому что одной из самых важных и постоянных ваших задач станет познание себя и всех своих тайн: ни одна из них не должна остаться укрытой от вашего осознания, отвергнутой или запертой и забытой в каком-нибудь внутреннем чулане. Всё, что вы не осознаете в себе, обернется слабостью, когда дело дойдет до путешествий. Каждая частичка вашего «я», которую вы отвергаете или отрицаете, потенциально способна помешать вашей работе с духами. Это ваша Ахиллесова пята, которая даст о себе знать в самый неподходящий момент; и это лазейка, сквозь которую в вашу душу могут пробраться какие-нибудь опасные сущности. Кроме того, если вас пугают темные переулки и подворотни в вашей собственной психике, то в других мирах вам и подавно нечего делать. Итак, начните с Себя, со своего «Я» и со своего Дыхания.
Одна из возможных медитаций такого рода заключается в том, чтобы просто визуализировать часть своего внутреннего дома — коридор, вдоль которого тянется ряд дверей. Одни из этих дверей ведут в комнаты, другие — на лестницы. Каждую ночь открывайте одну из дверей и смотрите, что за ней находится. Не пытайтесь управлять этой медитацией: дайте ей разворачиваться естественным путем. Если вы попадете на лестницу, ведущую вверх или вниз, поднимитесь или спуститесь по ней и посмотрите, не приведет ли она вас к новым дверям, но возьмите себе за правило каждую ночь изучать не более одной двери, если, конечно, не хотите посвятить блужданиям по своему внутреннему дому целые сутки кряду. Если перед какой-нибудь дверью вас охватят дурные предчувствия, откровенный страх или даже просто опасения («По-моему, сюда ходить не стоит. Поверну-ка я, пожалуй, обратно»), или же вы обнаружите, что с приближением к этой двери вас всякий раз что-нибудь отвлекает или выводит из транса, — значит, вы наткнулись на нечто важное и пытаетесь спрятать это сами от себя. Не дайте этой находке ускользнуть — догоните ее и взгляните ей в лицо. Разберитесь даже с самыми ужасными воспоминаниями, возвращаться к которым очень не хочется. Лучше встретиться и разделаться с ними в безопасной обстановке, чем дожидаться, пока они сами набросятся на вас в ходе какой-нибудь важной работы.
Кроме того, чтобы путешествовать, нужно уметь заземляться, центрироваться и прикрываться щитами; и обо всем этом тоже подробно рассказано в «Путеводителе по Девяти мирам». Вы должны научиться создавать щиты, которые ваша хама сможет уносить с собой, покидая физическое тело. И, наконец, желательно — по возможности — установить хорошие отношения с местным духом земли, чтобы во время путешествий он держал вашу нить. Хотя духи, способные странствовать вместе с вами и указывать вам дорогу, очень ценны, все же полезнее всех — такой дух, который поможет вам благополучно вернуться домой.
Потратив достаточно времени на работу с миром своей души (а «достаточно» в данном случае — величина переменная, для каждого определяющаяся только опытным путем), можете попробовать перейти от внутренних путешествий к внешним и, выйдя из тела, отправиться в какое-нибудь другое место. Некоторые для начала создают специальное искусственное место в астрале — своего рода безопасный аттракцион — для тренировки базовых навыков. Кроме того, по общему мнению, первый выход из тела в идеале следует проводить в присутствии другого духовидца, который сможет наблюдать за вашим состоянием и в случае необходимости вмешаться и помочь. Проблема, однако, в том, что в нашей традиции начинающим духовидцам, как правило, помогать некому: нас все еще слишком мало. Я начинал в одиночестве, как и большинство известных мне шаманов и духовидцев Северной традиции.
Поэтому скажу без обиняков, что в этой ситуации вам придется отвечать за свою жизнь и здравый рассудок самостоятельно, и самое лучшее, что можно сделать в таких условиях, — это: А) дождаться, пока ваш бог-покровитель велит вам заняться путешествиями; Б) заручиться помощью божества или могущественного духа, который будет руководить вами во время «дальних странствий»; или В) найти другого духовидца, который сможет лично присутствовать при ваших путешествиях и в случае чего помогать. Начните работать с теми духами, которые придут к вам сами, и постепенно отыщите (с их помощью) тех, которые смогут сопровождать вас в путешествиях. Если духи не приходят, помолитесь богам, чтобы они послали вам помощников или пришли сами. Если же и в этом случае никто не придет, то, вероятно, этот метод — просто не для вас. (Здесь мы исходим из предположения, что вы не избраны богами или духами, а только надеетесь, что они обратят на вас внимание.) В таком случае примите мои соболезнования, потому что поделать с этим нельзя почти ничего. Можете попробовать еще раз через несколько лет — возможно, ситуация изменится.
Когда вы погружаетесь в транс при помощи дыхания, голоса духов становятся слышнее и точность интерпретации сигнала повышается. Если вы будете практиковаться достаточно усердно, то рано или поздно научитесь входить в легкий транс уже за несколько вдохов-выдохов… и тогда уже сможете двигаться глубже. Путешествия — дело сложное и опасное, но более простые методы Пути Дыхания — самые легкие из всех, какие только встречаются на Восьмеричном Пути, и, потенциально, наименее опасные. Чтобы идти этим путем, вам понадобятся только ваши тело, разум, дыхание и воля; первые три у вас и так есть, а последнюю можно воспитать и закалить. Не случайно этот путь еще называют Путем Воли.