Утисета, дыхание и сидение на холме
Лидия Хеласдоттир
Отрывок из книги «Кони духов: пути шаманизма Северной традиции»
Самый лучший метод для начинающих — четырехчастное дыхание: вы делаете вдох, считая до четырех, затем задерживаете дыхание, считая до четырех, делаете выдох на тот же счет и снова, на тот же счет, задерживаете дыхание. Вот, собственно, и все. Тем самым тело привыкнет дышать автоматически и не впадет в панику, когда сознание от него отделится. Просто посидите какое-то время и подышите таким образом. Если вы собираетесь подниматься по Древу, лучше не ложиться. Да и в любом случае, если вы хотите привести кундалини в движение, для вашего энергетического тела лучше, чтобы позвоночник находился в вертикальном положении, так что выполняйте это упражнение, сидя на стуле и держа спину прямо. Но просто для выхода и путешествий вне тела нет никакой разницы, делаем ли мы это лежа, свернувшись клубком, сидя под деревом, в вагоне поезда или где бы то ни было еще.
Главное в четырехчастном дыхании — это при задержке дыхания на счет до четырех в промежутке от выдоха до следующего вдоха выталкивать сознание из тела все дальше и дальше. Я научилась этому упражнению уже очень давно, однако до сих пор, когда выполняю его, иногда вообще перестаю чувствовать тело: оно как будто исчезает. Это очень простой трюк, и я проделываю его уже много лет, но он до сих пор прекрасно работает. Еще я иногда медитирую и путешествую вне тела во время пробежек, но это другое. Там я на 80% остаюсь в теле и только на 20% — выхожу. Когда у меня случаются какие-нибудь неприятности, я просто выхожу пробежаться по лесу и поболтать с тамошними духами. Я жалуюсь им, как мне трудно, они по-своему сочувствуют, и минут через десять мне становится полегче.
Что касается четырехчастного дыхания, то первые пару раз, когда пришлось использовать его для работы, все это делалось в духе: «Ой, я даже и не знаю, получится у меня или нет!» Но вы просто скажите себе: «Ну ладно, допустим, все это — не по-настоящему, но и что с того? Если бы я могла все это проделать как положено, как бы это выглядело?» И это сработает. Постепенно, со временем, вы почувствуете, что все это происходит по-настоящему.
Мы сидим на холмах, делаем обычную утисету, ходим под плащом, практикуем сенсорную депривацию и так далее. Обычная утисета продолжается не просто пару часов, а целую ночь. При этом мы, разумеется, проходим через стадию, на которой задаемся вопросом: «Какого черта я здесь делаю? Это же и правда глупо!». Похоже, иногда через этот этап действительно нужно пройти. Но начинаем мы со следующего упражнения: сосредоточься на восприятии себя и на том, что тебя окружает. Удерживай внимание поочередно на деревьях и камнях, на корне, на котором ты сидишь, на ветре в ветвях деревьев, на запахах. Надо пройти весь этот ряд: «Я вижу что-то одно. Я слышу что-то одно. Я чувствую запах чего-то одного. Я чувствую вкус чего-то одного. Я осязаю что-то одно». Потом переходите к двум вещам одновременно, потом дойдите до пяти. Ощущать пять разных запахов одновременно — задача непростая, особенно если вы все это время остаетесь на одном месте, но это хорошее упражнение. Итак, первая задача — по-настоящему осознать себя и свое окружение. При этом надо глубоко дышать так, как описано выше.
Затем вы сосредоточиваете внимание внутри себя. Если вы в плаще, накиньте капюшон на голову. Сосредоточьтесь настолько, чтобы вообще не замечать ничего во внешнем мире, и постарайтесь отыскать самое средоточие своей сущности, проникнуть в самую глубину. Отыщите эту точку и сожмитесь в нее: сейчас она — это и есть вы. Только на то, чтобы добраться до нее, может уйти минут десять-пятнадцать, а потом еще около часа надо оставаться в этом состоянии. Затем снова расширьте свое внимание за границы своего тела: теперь вы воспринимаете все, что вас окружает, но уже не как что-то отдельное от вас. В этом состоянии обычно становится гораздо легче общаться с духами, предками и так далее. За ночь можно проделать от пяти-шести до двенадцати таких циклов. Это очень мощная практика. Даже для относительно непрошибаемого человека — такого, который не способен видеть и слышать иначе, как физически, — это может оказаться по меньшей мере необычным опытом… хотя бы потому, что под капюшоном содержание кислорода во вдыхаемом воздухе меняется. Это как пресловутое «холотропное дыхание» Станислава Грофа — та самая галлюциногенная пропорция между углекислым газом и кислородом. Того же можно добиться и посредством гипервентиляции, и это будет мощно, как ЛСД. Совершенно замечательная штука.
Если вы проделаете все то же самое на кургане или в эльфийском холме, скорее всего, вам удастся поговорить с его обитателями. Если в вашей местности курганов нет, сойдет и могила предков. У нас в Европе курганов и эльфийских холмов предостаточно, а вот в Новом Свете с этим проблемы. Но в любом случае у вас должна быть веская причина, чтобы пытаться с ними поговорить. Некоторым кажется, что вызвать эльфов из-под холма — это круто; но готовы ли вы ответить на вопрос, который они непременно зададут: «Что тебе от нас надо и что нам за это будет?»
Как работать с эльфийскими холмами? Просто подыщите какой-нибудь зеленый холм подальше от людского жилья и ложитесь там спать: если в этом холме водятся эльфы, они сами затянут вас внутрь. Хорошо это или плохо — зависит от ситуации. Если вам действительно нужно пообщаться с ними по какой-то серьезной причине, можете с самого начала занять позицию «я здесь и хочу с вами поговорить» — поднять, образно говоря, такой флаг, и улечься спать. Если они захотят, то придут и поговорят с вами. Но если вас просто застала ночь где-нибудь на склоне холма, населенного эльфами, а общаться с ними вы не желаете, лучше достаньте термос, выпейте кофе и убирайтесь оттуда подальше. Если где-нибудь в холмах Ирландии вас неожиданно охватит желание прилечь и поспать, удостоверьтесь, что вы хорошо понимаете, во что ввязываетесь. «Но тут так тепло и мило, а там везде холодно и дождь…» Кстати, эльфы не любят холодного железа, так что до некоторой степени от них можно защититься, нося при себе какие-нибудь чугунные штуковины или гвозди от подков.
Со всеми этими сидениями важно, чтобы у вас по-настоящему была серьезная цель. «Зачем я это делаю?» Просто посмотреть, что будет, и поговорить с кем-нибудь крутым — это несерьезно. Другое дело — «У меня есть вопрос, на который я не могу найти ответа, и мне надо посоветоваться с моими предками». Или: «Я столкнулся с какой-то частью своей личности, которую я не понимаю, и мне надо в этом разобраться». Или: «Кто-то просит меня помочь, а я не знаю, как». Или: «Эта земля тяжело больна, и мне надо понять, как это поправить». Все это — хорошие причины. А вот эта — «Там, наверное, водятся какие-то занятные существа, и с ними можно пообщаться» — плохая. Такой подход не доведет вас до добра. Кое-кто даже может вами пообедать, так что будьте осторожны.