Уровни принятия божества
Отрывок из книги «Кони духов: пути шаманизма Северной традиции»
Несколько лет назад в неоязыческом сообществе распространилась классификация, описывающая различные уровни присутствия божества. Автором ее считается Уиллоу Полсон. Этот перечень показался нам полезным, но мы немного расширили его, включив промежуточные уровни, известные только опытным коням богов. Итак, представляем здесь этот расширенный список, и да простит нас миссис Полсон.
1. Активация
Это то, что происходит, когда мы говорим о каком-нибудь божестве, — например, читаем инвокацию в третьем лице или рассказываем о нем сказку. Тем самым активизируется связь с этим божеством; человек начинает лучше понимать его и чувствует его присутствие при . Для активации не нужен тесный контакт с божеством — достаточно лишь кое-что о нем знать.
2. Вдохновение
Это состояние сродни активации: здесь вы тоже читаете инвокацию или рассказываете сказку, но разница в том, что вы говорите с точки зрения самого божества, как вы ее понимаете. Иными словами, речь ведется не о божестве, а от его имени: не «Афродита сделала то-то и то-то», а «Афродита желает того-то и того-то». Для этого нужно установить с божеством связь на каком-то уровне, чтобы воспринимать его желания, а затем сообщать их другим людям.
3. Сопровождение
По выражению многих, кто испытывал это состояние, божество «едет у вас в голове». Вы чувствуете, что оно находится рядом с вами, у вас за плечом, и может говорить с вами совершенно внятно (а некоторые даже постоянно комментируют все ваши действия, пока вы находитесь в таком состоянии), но телом вашим не пользуется, так что вы сохраняете полный контроль над всеми своими реакциями. Вы можете «говорить под диктовку», пересказывая слова божества в точности или перефразируя их по своему усмотрению, а можете и молчать, в зависимости от ситуации.
4. Интеграция
Интеграция — это следующий шаг: здесь вы говорите за божество, от первого лица. Обычно это происходит лишь в ключевые моменты ритуала. Один из примеров — классический викканский ритуал «низведения луны», в котором верховная жрица произносит свою речь так, как если бы она была самой Богиней: «Я, кто есть красота зеленой земли, и белая луна средь звезд, и тайна вод…» Для интеграции необходимо установить связь с божеством и передавать его слова непосредственно, от первого лица, как это делают устные переводчики. Чтобы исполнять это подобающим образом, а не просто озвучивать, к примеру, слова вашей внутренней марионетки по имени Афина, требуется более тесная и четкая связь с божеством.
5. Аспектирование
Грань между интеграцией и аспектированием очень тонка, но в целом при аспектировании наличествует полноценный энергетический и, зачастую, словесный канал связи с божеством, однако последнее не овладевает телом человека полностью — по крайней мере, не настолько, чтобы действовать в нем самостоятельно и обращаться с ним как со своим собственным. Некоторые описывают это состояние как «совмещение сознаний», подразумевая, что разум и энергия божества и человека присутствуют в теле в равной степени и управляют словами и поступками совместно. Люди, никогда не испытывавшие настоящей одержимости божеством, нередко путают ее с аспектированием. Классический «ченнелинг» в традиции нью-эйдж — одна из форм аспектирования, в которой человек обычно имеет дело с душами умерших или духами не слишком высокого уровня. Многие могут аспектировать и тех богов, для которых не могут стать полноценными лошадками, и в целом аспектирование менее утомительно и не требует таких душевных и физических затрат, как одержимость. Галина Красскова отмечает по этому поводу: «На этой стадии мне иногда удается (или дозволяется) объяснять те ощущения, мысли или эмоции, которые я исходят от божества по отношению к тому, к кому оно обращается. Но бывает и так, что в процессе я принимаю одержимость за совмещение сознаний, а потом обнаруживается, что из памяти стерлись целые эпизоды, так что воспоминания о пережитом опыте, казавшиеся полными и подробными, на деле сохраняются лишь частично».
6. Одержимость
В этом состоянии связь с божеством проявляется сильнее всего. Божество входит в тело человека, на какое-то время вытесняя его собственную личность/душу, и говорит с публикой или собеседником напрямую. В зависимости от своего характера и от ситуации в целом, божество может не только говорить, но и использовать тело человека для каких-то других целей. Обычно сознание лошадки при этом дистанцируется: люди, переживавшие подобный опыт, рассказывают, что видят и слышат все происходящее с ними как будто со стороны, издалека или из-под воды, а иногда звук и вовсе отключается. Бывает и так, что носитель божества погружается в бессознательное состояние и не сохраняет никаких воспоминаний о пережитом опыте. В нашей языческой общине со свойственным нам ехидством одержимость нередко описывают как езду в автомобиле, где за рулем сидит божество, но если в первом варианте человек, так сказать, сидит на заднем сиденье за пуленепробиваемым стеклом, то втором — попросту упакован в багажник.
Посадят ли носителя на заднее сиденье или засунут в багажник, зависит от множества факторов. Некоторые божества предпочитают распоряжаться телом полностью и самостоятельно; другие разрешают лошадке осознавать все происходящее, но при условии невмешательства с ее стороны; а некоторые даже могут прямо в процессе разговаривать с лошадкой, сидящей на заднем сиденье, хотя такое случается реже. Некоторые кони богов предпочитают отключать сознание на время одержимости и специально просят об этом божество; другие, наоборот, стремятся хотя бы частично присутствовать при всем происходящем — обычно по причинам, связанным с потребностью в личном контроле. Практика показывает, что божество нередко блокирует слух лошадки, когда говорит один-на-один с кем-то другим, потому что подобные беседы носят личный характер и не предназначены для чужих ушей. При бракосочетаниях богов со смертными супругами лошадку, разумеется, всегда отправляют в багажник.