Священное искусство изготовления бубнов

Отрывок из книги «Кони духов: пути шаманизма Северной традиции»

shamandrums

В идеале, шаман, работающий в нашей традиции, должен сам смастерить себе бубен, удалившись для этого от мира на неделю. Схожий процесс описывает Яана Коури, финская шаманка, в своей статье «По другую сторону бубна». Как мне кажется, вполне возможно, что рано или поздно я это проделаю. Хотя начать можно с уже готового бубна, все же для любого духовидца, собирающегося практиковать в северной шаманской традиции, самостоятельное изготовление бубна — отличный способ настройки на работу с барабанами духов, особенно если он не понимает толком, для чего они вообще нужны. Есть шанс, что, пройдя этот долгий и многотрудный ритуальный путь, вы в итоге лучше поймете, что от вас требуется.

1. Начинающий мастер отправляется на природу, в идеале — туда, где он уже установил хорошие отношения с духом местности. Я бы посоветовал в любом случае начать с установления контакта с духом местности, потому что он может помочь вам выбрать подходящее дерево. Саамы делают свои бубны из сосны — в основном потому, что у них это самое распространенное дерево. Ясень тоже подойдет — благодаря своей связи с Мировым Древом; сгодится и дуб, хотя согнуть из него обруч будет труднее. Самыми лучшими считались деревья, растущие на болоте неподалеку от какой-нибудь скалы. Духу дерева надо принести подношения; важно, чтобы он принес себя в жертву добровольно. Нужно обратиться к этому духу с песнопением и попросить, чтобы он перешел в бубен.

2. Дерево нужно срубить, расколоть вдоль и выпилить из его сердцевины длинную узкую доску, из которой вы сделаете обод. На каждом из двух концов следует сделать скос длиной не менее 2 дюймов, чтобы потом, когда вы согнете доску в кольцо, концы можно было наложить друг на друга и точно состыковать. Понятно, что от длины доски зависит диаметр бубна: чтобы на выходе получить бубен диаметром около 18 дюймов, понадобится доска длиной футов в пять-шесть. Продумайте размеры заранее. Человеку невысокого роста удобнее работать с бубном поменьше, и стесняться этого нечего. Затем доску следует поместить на ночь в реку, озеро или пруд, чтобы она как следует вымокла. Мастер между тем отдыхает, медитирует и поет.

3. На следующее утро нужно развести огонь, в идеале — священный костер (см. главу об освоении Огня) и поставить на него большой котел с водой, предпочтительно набранной из озера, реки или ручья. Затем мастер вынимает доску из воды, как повитуха — новорожденного из водной утробы, с соответствующим настроем. При этом следует спеть над нею песнь рождения и песнь во славу Воды.

4. После этого влажную доску укладывают поперек котла (или, если есть такая возможность, нескольких котлов) и держат на пару до тех пор, пока не станет возможно согнуть ее руками. Мастер должен время от времени двигать доску, чтобы она пропарилась вся целиком, снимать ее с котла, сгибать и укладывать обратно. Когда доска станет относительно гибкой, следует согнуть ее, как лук, взять очень длинный (около 12 футов длиной) ремень с пряжкой и отверстиями по всей длине, наложить его на внешнюю сторону будущего обода и застегнуть пряжку в том месте, где затем состыкуются концы доски. При этом мастер поет песнь во славу Охотника. Пока доска пропаривается, в любой момент можно также спеть во славу Воздуха. При любом рождении, и при рождении бубна в том числе, должны присутствовать все четыре стихии, но Воздух — последняя из них, потому что он символизирует первый вдох новорожденного.

5. По-прежнему держа доску на пару, мастер затягивает ремень. Это нужно делать быстро, не теряя времени. Куйте железо, пока горячо; гните доску, пока дерево не высохло. Следите за тем, чтобы доска полностью оставалась влажной. Если в каком-то месте она начинает подсыхать, окуните ее в кипящую воду. На этом этапе поют песнь огню, чтобы он не угас в неподходящий момент, и доске, чтобы она как следует согнулась. Эта часть ритуала символически соотносится с преображением самого шамана — с тем, как его «вырезают» и «сгибают», чтобы он подчинился своей судьбе и стал орудием духом.

6. Затем следует отыскать еще одно дерево — любой породы, но с особой энергетикой, по возможности неподалеку от места, где вы разложили костер, и в обхвате равное длине внутренней стороны обода. (По-видимому, имеет смысл подыскать и измерить подходящее дерево заранее.) Ремень временно снимают, а доску обвивают вокруг этого дерева так, чтобы концы в точности сомкнулись, после чего снова надевают и застегивают ремень. При необходимости можно использовать дополнительные ремни. Это «материнское дерево» станет матрицей для новорожденного бубна; на нем его следует оставить на ночь.

7. Когда обод полностью высохнет (а на это может уйти от одной ночи до пары дней, в зависимости от погоды и влажности воздуха), его снимают с материнского дерева, поблагодарив последнее и оставив у его корней подношение. В перекрывающихся концах обода просверливают два маленьких отверстия и вбивают в них два маленьких заклепки. Если вы сомневаетесь, что заклепки удержат обод, можно вдобавок воспользоваться эпоксидным клеем. Когда клей схватится и высохнет, обод следует отшлифовать наждачной бумагой.

8. Затем мастер подготавливает шкуру для перепонки. Можно использовать шкуру оленя, козла или любого другого подходящего животного, в идеале — такого, которого вы знали при жизни и присутствовали при его смерти. Можно сохранить немного крови животного, чтобы смазать ею внутреннюю поверхность обода и тем самым вдохнуть в нее жизнь. Шкуру необходимо тщательно выскоблить, растянуть и высушить, а затем замочить на ночь — можно в воде из того самого котла, над которым вы пропаривали обод. После этого шкуру натягивают на обод, пока она еще влажная, обрезают так, чтобы она свисала ниже обода не больше, чем на пару дюймов, и по всему краю протыкают отверстия. Затем бубен переворачивают, берут металлическое кольцо размером примерно с подставку для чашки, кладут его в центре бубна и, пропуская куски шпагата через отверстия в шкуре, привязывают ее к этому кольцу. Натягивая шкуру, шаман размышляет о том, что и сам он — своего рода шкура, натянутая на обод: бубен, при помощи которого боги творят музыку и магию.

9. Тщательно натянув шкуру, мастер оставляет ее сушиться. Если шкура даст большую слабину, когда высохнет, ее снимают, снова замачивают, а потом натягивают туже. Следует тянуть ее на четыре стороны света — на восток, юг, запад и север, — обращаясь к каждой из этих сторон с просьбой о благословении. Добившись правильного натяжения и убедившись, что при ударе бубен издает хороший звук, мастер прибивает шкуру к ободу гвоздями или привязывает шпагатом (в последнем случае можно будет регулировать натяжение перепонки, но придется просверлить в ободе ряд отверстий).

10. И, наконец, для окончательного пробуждения бубна проводится ритуал. Какой именно — зависит от того, для каких целей предназначается бубен. Иногда бывает так, что бубен делают для одной цели, а в итоге оказывается, что он куда лучше подходит для чего-то другого, и тогда его духа приходится просить или заставлять работать так, как вам нужно. Бубен откроет вам свое имя — и оживет. С этого момента вы будете нести за него ответственность. Его нужно будет благословить теми стихиями, которые связаны с его предназначением: целительские бубны и барабаны обычно окунают в море или озеро, а затем оставляют полежать под каким-нибудь деревом; бубны для странствий между мирами обносят вокруг костра, и так далее.