Снаряжение путеходца

Отрывок из книги «Путеводитель по Девяти мирам»

(Примечание: многие предметы из моего инвентаря описываются мимоходом в дневниковых записях, но мне посоветовали написать еще и отдельную статью обо всем этом снаряжении и о том, как его изготовить. Итак, расскажу подробнее о том, как мы создавали все эти вещи.)

journeying kit

При путехождении физическое тело перемещается в нашем мире, а астральное — в том мире, который вы с ним совместили. Однако многие из нас не задумываются о том, что одного лишь тела для путешествия недостаточно. Мы принимаем как данность, что вся наша одежда и снаряжение отправляются в иные миры вместе с нами. Нам не приходит в голову, что в дороге может понадобиться удобное белье, хорошая обувь или кружка для питья. Разумеется, при астральных путешествиях мы просто формируем свое астральное тело уже одетым и снаряженными необходимыми орудиями, обычно даже не задумываясь на этот счет.

Даже когда мы даем себе труд задуматься, обычно дело ограничивается какими-нибудь декоративными ритуальными орудиями, наподобие ножей, амулетов, украшений и так далее. Ничего плохого в этом нет, но лично я предпочитаю гораздо более практичные магические орудия. В этом — специфика путехождения. В свое время меня недвусмысленно предупредили: все, что я беру с собой, должно быть насыщено магией до такой степени, чтобы беспрепятственно проявляться в обоих мирах — разумеется, если я хочу использовать эти вещи и в том мире, и в этом. Следовательно, все без исключения предметы одежды, все орудия и вообще всё, что я намеревался с собой взять, нужно было «напичкать магией под завязку», как я объяснил своим друзьям, знающим в этом толк. К подготовке снаряжения мы приступили за полгода до моего путешествия, и в этом приняли посильное участие все, кто только мог. Выступив в дорогу, я понес на себе, в руках и за спиной совокупную магию доброй дюжины моих друзей и помощников.

Позволю себе дать совет тем, кто захочет изготовить инвентарь для путехождения: помощь других людей, сведущих в магии, может пойти как на пользу, так и во вред. С одной стороны, участие людей, которые о вас заботятся и с готовностью вкладывают свою энергию в ваше снаряжение (особенно в том случае, если они делают его своими руками), — колоссальный источник удачи и хаминьи. («Хаминья» — скандинавское слово, по смыслу близкое таким понятиям, как «удача», «везение», «власть» и «моджо». Хаминью содержат в себе подарки и старые вещи, которые когда-то пользовались большой любовью.) Вы фактически берете с собой в дорогу их благословение. Но, с другой стороны, необходимо удостовериться, что эти люди всем сердцем желают, чтобы ваше путешествие состоялось. В моем случае двое из тех, кто участвовал в подготовке снаряжения, испытывали двойственные чувства по отношению ко всей этой затее: один боялся, как бы со мной не случилось чего-то плохого, а другой досадовал, что я отвлекаюсь от других своих обязанностей. Как только я переступил границу миров, все вещи, которые они для меня сделали, начали портиться; что-то потерялось, а что-то утратило магию. Хаминья любимых людей работает только при условии, что они приносят вам дары безо всяких оговорок и от чистого сердца.

По возможности снаряжение должно быть изготовлено из природных материалов. Вещи, которые недавно были живыми, проще зачаровать, чем пластик и прочую химию. Если без искусственного материала не обойтись, постарайтесь дополнить его натуральным и вложить магию в последний; иногда это работает, хотя гарантий нет. Если вы хотите самостоятельно вырезать какие-нибудь орудия из дерева, лучше всего взять древесину именно из того места, где вы собираетесь заняться путехождением, потому что она связана с духом местности. (Предполагается, что вы не будете проводить длительные  путехождения в таких местах, где у вас не установились хорошие отношения с духом земли. те, где рикя дитацийушария мозга. но-оранжевый луч, ие вашего мозга. зума.) Металл хорошо держит магический заряд, но чем менее он обработан, тем лучше. Самые лучшие металлические орудия — те, которые выковали вы сами или кузнец, смыслящий в магии, но можно использовать и инструменты промышленного производства, выгравировав на них подходящие руны. Несколько моих знакомых магов-ремесленников уверяют, что нужного результата несложно добиться с помощью мини-дрели.

Кое-какие полезные вещи я так и не захватил с собой, о чем горько пожалел: кожаную флягу для воды; инструменты для разведения огня — кремень и кресало, огненный лук или сверло (разумеется, нужно уметь ими пользоваться, а я к тому времени еще не умел: человек, который обещал научить меня, неожиданно умер); свой собственный хороший нож (я одолжил чужой, и он работал нормально, но все-таки я предпочел бы свой); веревку ручной работы; железную вилку; солнечные часы, которые можно было установить в каком-нибудь подходящем месте; какую-нибудь краску, изготовленную вручную, которой можно было бы рисовать и на теле, и на камне, и на деревьях; натуральный аналог аспирина для аптечки (я еще не умел его делать и научился только позже: надо растереть ягоды грушанки с яблочным уксусом).

Не сомневаюсь, что другие путеходцы включат в этот список и прочие предметы, без которых им не обойтись, но то, что я перечислил, необходимо не просто для удобства, а для выживания. Поскольку еду, горячую воду и огонь мне каждый вечер приносил Джошуа, назвать мой опыт настоящим «выживанием в дикой природе» нельзя, но задача заключалась не в этом. От меня не требовалось доказать, что я способен выжить в дикой природе нашего мира. Как выжить в дикой природе иных миров — вот в чем был вопрос. И в свете этого лишние хлопоты с пропитанием и кровом для физического тела были бы контрпродуктивны. Не ставьте перед собой дополнительных физических препятствий: никакой пользы от них не будет, один только вред.

Часть I: повседневное снаряжение

1. Плащ.

magic cloak

Самым большим и самым важным из всех предметов, которые я изготовил для путешествия, стал мой Плащ Девяти Миров. Я очень боялся заблудиться, и мой бойфренд заметил, что лучший способ не заблудиться — это захватить с собой карту. А поскольку я не хотел брать с собой ничего, что не имело бы какого-то практического применения, мы решили сделать такую карту, которая по совместительству служила бы еще и плащом. В результате получился плащ, разделенный на части, каждая из которых украшена аппликацией или вышивкой, изображающей (без соблюдения масштаба) некую фантазийную картину одного из Девяти миров. Капюшон и верхняя часть спины, выкроенные из лиственно-зеленой ткани, символизируют Иггдрасиль. Предполагается, что человек, надевший такой плащ, сам становится Иггдрасилем, вокруг которого вращаются Девять миров. А Иггдрасиль — это лестница, по которой можно подниматься и спускаться, переходя из мира в мир, не пользуясь никакими известными «дорогами».

Asgard on the cloak

Я ознакомился со множеством описаний взаимного расположения Девяти миров, но ни одно из них не показалось мне точным. Наконец, кто-то из моих друзей предложил спросить совета у знатока — у самого Иггдрасиля! Я обратился к Великому Древу с церемониальной просьбой даровать мне карту миров. Ответа не последовало. Но прошло недели три, и меня внезапно осенило — как будто кто-то вложил мне в голову готовый образ. Сущность, которая при этом прикоснулась к моему сознанию на краткий миг, была невероятно древней, очень медлительной и совершенно чуждой человеку. Я извлек из этого урок: беседа с Иггдрасилем — процесс медленный. Чем-то это напоминает толкиновских энтов, известных своей неспешностью. Иггдрасиль живет в совершенно другом и гораздо более медленном ритме, чем мы: только на то, чтобы обратить внимание на вашу попытку установить с ним контакт, ему могут понадобиться часы, а уж на то, чтобы ответить, уйдет не один день. Так что самое главное в общении с гигантскими мировыми деревьями — это набраться терпения.

Midgard on the cloak

Задумка с «картой-плащом» себя оправдала: чтобы перейти из мира в мир, достаточно было взяться рукой за соответствующую часть плаща (довольно объемистого), и в целом он обеспечивал мне хороший мысленный «якорь». Чарами мы превратили этот плащ в живую карту, и она всякий раз исправно переносила меня туда, куда я хотел попасть.

2. Бубен

drum

Собирая материалы о священных бубнах, впоследствии составившие книгу «Барабанный бой на грани магии», Микки Харт заметил: «Где шаман, там и бубен, и так, по-видимому, было всегда». Мой бубен когда-то подарила мне жена: духи сказали ей, что он припасен для меня. Она знала, что много лет назад у меня был похожий бубен с бубенцами по краю, но потом кто-то случайно сел на него и сломал. Старый бубен пришлось выбросить, но бубенцы я снял и сохранил. Получив новый бубен, я просверлил дырки в ободе и вставил в них эти бубенцы. Тем самым я перенес дух и энергию старого бубна в новый. Имя он тоже получил в честь старого — «Лунная Песнь».

Большинство моих знакомых язычников пользовались бубнами в индейском стиле или кельтскими бойранами. (Когда я приходил на собрания со своим новым бубном, люди думали, что это тоже один из таких традиционных инструментов и что я «осквернил» его бубенцами и прочими подвесками. Приходилось показывать им наклейку — «Сделано в Пакистане».) Со временем я добавлял все новые и новые подвески: кусочки металла, колокольчики, высушенные и вываренные козьи копыта, которыми можно было щелкать, как кастаньетами, и, наконец, три берцовых кости моего покойного козла Фила, которого пришлось из соображений гуманности отослать в Хель: у него обнаружились неоперабельные камни в почках. Я просверлил отверстия в верхней части этих костей и подвесил их к бубну изнутри. После этого стало можно просто ходить с бубном в руке и ритмично им покачивать, а специально барабанить уже не надо — кости Фила благополучно делают это за меня. В довершение всего я нарисовал на перепонке бубна ветви Мирового Древа с подвешенными на них Девятью мирами. И, наконец, я изготовил для бубна чехол — из красной замшевой юбки, которую моя жена проносила много лет, — и вышил на нем стилизованного оленя наподобие тех, которые украшают охотничьи бубны саамов.

С помощью этого бубна я входил в транс много раз, но при путешествиях между мирами работать с ним удавалось лишь на чистой силе воли. Я становился медлителен и неуклюж, а иногда приходилось и по несколько раз начинать все с начала, чтобы поймать нужный ритм. Однако теперь, в преддверии большого странствия, мне пришлось взяться за дело всерьез и освоить эту технику.

3. Одежда

magic clothes

Самое важное условие при сборе гардероба состояло в том, чтобы в каждом предмете одежды было много хаминьи. Во-первых, можно было брать только одежду из натуральных материалов, потому что всю ее необходимо было зачаровать. Натуральные волокна гораздо лучше удерживают магию, чем синтетические, потому что живыми они перестали быть не во времена динозавров, а гораздо позже. Во-вторых, любая вещь, полученная в дар от человека, который к вам хорошо относится, уже по определению содержит в себе хаминью, особенно если сам даритель ценил ее, пользовался ею или носил на себе. Поэтому я обратился ко всем своим друзьям и родным с просьбой пожертвовать на мое предприятие любую старую одежду из натуральной ткани, которая им больше не нужна. Годились даже сильно поношенные и дырявые вещи: их можно было залатать или перешить.

magic pants

Меня буквально завалили старой одеждой. Вдобавок несколько друзей отдали мне старые, пришедшие в негодность из-за пятен льняные скатерти, которые когда-то стелили на праздничные столы. Из одной скатерти — зеленой, присланной из Германии, — я сшил себе штаны с кружевными отворотами. Одна подруга отдала мне все свои старые шелковые рубашки; я разрезал их на лоскуты и сшил себе нижнее белье. На каждой рубахе, тунике и паре штанов я вышил руны, наделявшие их теми или иными особыми свойствами. Например, руны на тех зеленых штанах означали «не знающий усталости» и «бесшумный». Туники я обшил по подолу пряжей, которую сам же изготовил из шерсти своих овец, и на каждой у ворота, опять-таки, вышил руну с определенными магическими свойствами. Всего получилось четыре туники: Вода (Лагуз), Урожай (Йера), Земля (Беркана) и Рассвет (Дагаз). Когда я впервые надел эту рассветную тунику, ощущение было такое, будто я выпил десять чашек кофе подряд. Обшивку для туник я делал тамбурным швом — как показывает практика, он лучше всего держит магию.

skirt embroidery

Кроме того, я сшил себе черную юбку-солнце длиной до лодыжек из плотной хлопчатобумажной ткани, которая тоже досталась мне в подарок. На подол ее я нашил две оранжевые ленты, а между ними начал вышивать рунами стихотворение, которое, в конце концов, должно было опоясать всю юбку. Отправляясь в свое путешествие, я знал только первую строчку. Каждый день приходило еще по одной строке, и еще одна появилась на обратном пути домой. Но подол такой широкий, что этого все равно не хватило. Зачем мне понадобилась юбка? Дело в том, что один из моих шаманских гейсов — нарушение гендерных границ.

Куртку, как и чехол для бубна, я сшил себе из старых замшевых юбок, которые моя жена износила до дыр (настоящий кладезь хаминьи!), и кусков оранжевой кожи, придавших куртке некоторое сходство со змеиной кожей. На спине, между лопатками, я прикрепил аппликацию и вышил на ней узор с оленем и птицами, как на саамских бубнах, — чтобы Охотник защищал мне спину. Под этот лоскут я насыпал истолченного в порошок оленьего рога (на это пошла вырезанная из рога статуэтка — подарок моего бывшего любовника). Спину, рукава и карманы я украсил полосками ткани с саамскими узорами. Поскольку в целом куртка получилась «змеиной», Джошуа вышил для нее сине-зеленый орнамент, символизирующий Мирового Змея; я прикрепил эту вышивку на воротник, чтобы она обвивала мне шею, словно змея, лежащая на плечах. Под кайму на подоле я подложил несколько настоящих змеиных шкурок, сброшенных за время роста королевским питоном, который когда-то жил у меня дома, и тщательно пришил их к подкладке. Со временем добавились еще кое-какие вышивки — саамские узоры, рыбы, геометрические мотивы, скандинавские узоры в виде хвойных деревьев, стилизованных оленей и других животных. Пояс для этой куртки соткала одна из моих подруг. Я выковал из листовой латуни диски, покрыл их рунами и узорами с шаманских бубнов, и нашил на пояс.

jacket front jacket back

Кроме того, Джошуа зачаровал мои шерстяные носки — вышил на них руническую надпись «НОГАМ ТЕПЛО И СУХО». (За работой он шутил, что чувствует себя как заботливая мамочка, которая собирает сына в летний лагерь и нашивает его имя на всю одежду.) Но несмотря на все предосторожности, я все-таки не рассчитал с утеплением: лето и осень в том году выдались необычно холодными и дождливыми. Проведя первую ночь под открытым небом, я вынужден был оставить Джошуа записку с просьбой купить и расшить рунами две пары хлопковых панталон.

Jarrett's gloves

Мой друг Джаррет Грейс, член местной языческой гильдии ткацких искусств, связал мне магические варежки из собственноручно спряденной зеленой шерсти. Пальцы прикрывались откидными клапанами, так что в этих варежках оказалось и тепло, и удобно. Кроме того, Джаррет вышил на них рунами надпись «ТЕПЛЫЕ РУКИ» и «в каждом стежке запечатлел магическое намерение» (как выразился он сам в своем неподражаемом британском стиле). Как и некоторые другие предметы моего снаряжения, варежки проявили неожиданное магическое свойство: обнаружилось, что они защищают руки от прочей магии, так что в них можно потрогать любой зачарованный предмет, не подцепив при этом ничего лишнего. Это свойство случайно открыла дочка, копаясь в моих вещах: в варежках Джаррета ей удалось взять мою магическую щетку для волос, не попав под влияние ее магии.

Кроме того, Джошуа подготовил для меня мокасины, начертив на них руны фломастером. Поначалу он не знал, как правильно подступиться к этому делу, но в один прекрасный миг ему как будто «загрузили» указания прямо в голову, и он не мог заснуть, пока все не доделал. В этом полночном видении ему открылось, что в надписи должны быть какие-то аллитерации, потому что аллитерация — очень ценное магическое орудие. В результате на одном мокасине он написал: «Укротитель пути, путеходец! Два пути для тебя — как один. Будет верным любой твой путь. Поведет тебя в путь любовь», — а на втором: «Всюду желанный gestr, vinr («гость, друг»)! Поступь проворна, уверен шаг. Не оступись, не споткнись».

И, наконец, я взял с собой пояс, который моя жена еще много лет назад снабдила магическими символами, и старую шляпу, украшенную шкурой скунса, — подарок того же бывшего любовника, от которого мне досталась и статуэтка из оленьего рога. Скунс — один из моих тотемов и фюльгья, связывающая меня не с родиной моих предков, а с землей, на которой я живу.

4. Сумка

У друиды были так называемые «журавлиные сумки», в которых они хранили свои магические орудия. Многие полагают, что это такие небольшие кошели, которые можно подвесить на пояс, но мне слишком хорошо запали в память слова одного моего друга, странствующего городского шамана — бездомного, кочующего по всей стране. Он называл своей журавлиной сумкой большую заплечную суму, сшитую вручную из ситца и джинсовой ткани, — и он-то мне и посоветовал обзавестись настолько вместительной сумкой, чтобы туда можно было уложить все, что только может понадобиться в дороге. Поэтому я взял очередную замшевую юбку из тех, которые стали малы моей жене, и переделал ее в магическую сумку размером с большой рюкзак. Это оказалось проще простого: две полосы, срезанные с подола, пошли на лямки, а затем осталось только зашить верх и низ суровой ниткой, оставив под горловину сумки достаточно широкое отверстие.

Затем я расшил лямки тамбурным швом, яркими нитками. За этой работой я сосредоточенно вплетал в свою сумку чары двух родов. Во-первых, нужно было сделать так, чтобы она никогда не потерялась и всегда была под рукой, когда понадобится. Во-вторых — так, чтобы ее не смог взять никто, кроме меня. (Позже мои друзья прозвали ее «моногамной сумкой Рейвена»). Магия заработала очень быстро — даже раньше, чем я закончил вышивать. Стоило мне подумать об этих лямках, как они чуть ли не сами ложились под руку, а если я засовывал их в мешок с рукоделием, а потом собирался достать, они непременно оказывались на самом верху.

Сам рюкзак я украсил парой небольших аппликаций. Одна была в виде глаза, другая — в виде перечеркнутой руки; обе должны были защищать мою сумку от воров. В отличие от более мелких инструментов, которые я просто наполнял магической энергией, сумка в итоге обрела собственную душу. Когда настало время пришить лямки, у Сумки (а именно так ее теперь звали) уже имелась совершенно явственная женская личность. Когда я брал ее на руки или закидывал за спину, возникало отчетливое ощущение, что она ко мне «ластится» и устраивается поудобнее. Если кто-то другой хватал ее за лямки, она словно сама отталкивала чужака: тот мгновенно отдергивал руку, словно обжегшись. Кто-то даже пожаловался однажды: «Твоя сумка меня укусила».

5. Миска, кружка и ложка

В число тех вещей, которые мне напрямую было велено захватить с собой в дорогу, входил комплект ритуальной посуды. Я взял кружку из вишневого дерева, которую мои родители купили в Германии, когда я был еще маленьким, и простую деревянную ложку с кухни, которой уже много лет вымешивали тесто для пирогов. Но у миски оказалась более интересная история. Вскоре после того, как мы въехали на нашу ферму, жена нашла на участке дубовый кап и сама вырезала из него чашу — несимметричную, повторяющую естественные очертания капа. Это была первая вещь, изготовленная у нас ферме собственноручно, и потому ее связывают особые узы с местным духом земли. Джошуа выжег на ней руническую надпись: «Здоровье, хаминья, защита от зла». Похожая, но более длинная надпись украсила кружку: «Здоровье, хаминья, ясная память, защита от зла». Мне припомнились рассказы о том, как всевозможные иномирные существа подносили людям волшебные напитки, отнимающие память, и я решил подстраховаться от подобной неприятности. На ложке мы выжгли магические символы: на черенке — спираль, а на тыльной стороне чашечки — вязь из рун Отила и Эйваз.

Задача заключалась в том, чтобы создать такую посуду, которая автоматически будет нейтрализовать любое колдовство, чары и астральные яды. Из моей кружки можно пить эльфийский эль — и вреда от него будет не больше, чем от простой воды. Именно на этом образе мы сосредоточивались, когда все вместе заряжали посуду магической энергией: все, что в нее наливают, должно становиться чистым, как вода.

Отправившись в путь, я очень быстро понял, что есть и пить в этом походе мне придется только из собственной посуды. Дело тут не только в ядах и колдовстве; да и в качестве еды, которую приносил мне Джошуа, можно было не сомневаться. Просто это превратилось в табу: когда находишься на других планах, ешь и пей только из той посуды, которую принес с собой. Эксперимента ради я решил нарушить это табу — и получил обострение тех желудочных проблем, которые у меня всегда случаются при переходе границы. Остается предположить, что правильно подготовленная посуда каким-то образом стабилизирует пищу и питье и делает их более пригодными для усвоения.

Магическую посуду можно изготавливать не только из дерева, но и из глины. На глине тоже можно выжечь руны (хотя, на мой взгляд, это слишком хрупкий материал: я предпочитаю такую посуду, которая не разобьется, если я ее уроню). Металл, я полагаю, тоже сгодится; лучше всего подойдет медь или, на втором месте, сталь, но таких металлов, как алюминий, следует избегать.

6. Щетка для волос

Моя подруга Эллисон где-то раздобыла для меня деревянную щетку для волос с натуральной щетиной. Для обычного гребня у меня слишком длинные и густые волосы, а ходить девять дней нечесаным мне не хотелось, но щетки в продаже встречались только пластиковые. Поэтому подарок оказался очень кстати. На ручке этой щетки Джошуа выжег узор в виде плетеного шнура, постепенно расплетавшегося к концу на несколько нитей, а между нитями — слово «освобождение», записанное рунами (мне было сказано, что на щетке должно быть это слово).

Мы рассчитывали, что после этого щетка станет чудесным образом распутывать любые колтуны — и в этом она не обманула наших ожиданий. Но обнаружилось, что она умеет кое-что еще. В то время я ходил под чарами, которые сам же и навел на себя, чтобы избавиться от вредной привычки; предполагалось, что по мере избавления от привычки магия будет постепенно ослабевать. На тот момент она ослабла где-то вдвое, но как только Джош причесал меня в первый раз этой свежезаколдованной щеткой, чары внезапно спали совсем. Тут мы поняли, что щетка превратилась в волшебную палочку, рассеивающую всякую магию, и с ее помощью можно избавляться от любых нежелательных заклятий.

Если у вас волосы не такие густые (или более тонкие), с такой же целью можно использовать гребень. Резные деревянные гребни и расчески все еще встречаются в продаже, но если вы умеете резать по дереву, то можете изготовить гребень самостоятельно, выбрав какое-нибудь подходящее дерево.

7. Перо, чернила и бумага

В качестве пера я использовал ветку орешника, очищенную от коры, украшенную рунической надписью «МЕЧ» (поскольку я — писатель, для меня в этом есть особый смысл) и снабженную обычным медным наконечником. Моя подруга Таннин, владелица магазина оккультных товаров, изготовила для меня чернила с «драконьей кровью», как следует зачаровав их. Моя дочь Джесс несколько лет назад получила в подарок на день рождения набор для изготовления бумаги. Все это время он лежал без дела — в бурной подростковой жизни на него не находилось времени. Но теперь, наконец, она вытащила его из шкафа, потратила несколько дней на освоение техники, а потом изготовила для меня листов шестьдесят превосходной бумаги ручной выделки, изведя на это груду газетной бумаги, доставшейся в подарок от моей матери. Сорок листов мы собрали в книжицу, для которой Джошуа сделал переплет из зеленой кожи. Остальные листки просто вложили в эту книжечку, чтобы я мог оставлять записки, если понадобится что-нибудь принести или починить.

8. Топор

Мне предстояло разводить костры, так что непременно нужно было взять с собой топор. Поначалу я хотел вообще все делать сам, но потом понял, что не успеваю научиться разводить огонь при помощи древних орудий — огненного лука, сверла или хотя бы кремня и кресала. Так что мы пошли на компромисс: Джошуа должен был приносить мне огонь каждый вечер вместе с ужином, а Джулия, которая собиралась время от времени работать в лесу неподалеку от моего пристанища, пообещала разводить для меня костер по утрам в особенно холодные дни. Но рубка дров осталась на мою долю. Соответственно, мои друзья Ташлины (Зимняя Песнь, Огненное Сердце и Летний Ветер) решили подарить мне магический топор. Сначала они даже хотели выковать его самостоятельно, но возникли проблемы со свободным временем и оборудованием. В итоге они просто купили топор и довели его до ума: наточили как следует, выжгли руны на топорище и вложили в топор особые чары, чтобы он оставался острым и, в то же время, безопасным. Надо было сделать так, чтобы он с легкостью разрубал что угодно, кроме человеческой плоти, а последнюю не мог даже случайно ранить.

Чтобы добиться этого результата, Зимняя Песнь тайком от остальных «научил» топор (уже зачарованный всеми тремя на остроту) избегать человеческой плоти. Среди прочего, он раскачивал его, обратив лезвием к себе, и заставлял останавливаться в последний момент. Зная, что его партнеры решительно не одобрят подобные методы, он проделал все тайно, а остальным рассказал лишь задним числом. Для меня эта мера предосторожности оказалась особенно ценной, потому что я страдаю, так сказать, пространственной дислексией и бываю, мягко говоря, неуклюж.

В итоге этот топор, как и Сумка, неожиданно приобрел нечто вроде души. Ташлины назвали его «Воронье Крыло». В своем походе я использовал его только как рабочий инструмент, но не удивлюсь, если он когда-нибудь покажет себя и как оружие (учитывая, что не трогает он только людей). Впрочем, поскольку я исполнял дипломатическую миссию, устраивать кровавую бойню было явно ни к чему, так что топор мне служил исключительно в мирных целях.

9. Шерсть, прядение и прядильные чары

У меня была корзина чесаной шерсти для прядения и веретено в викингском стиле, с резным стеатитовым блоком. Моя жена делает стеатитовые веретена и вырезает на них руны. Помню, как однажды вечером мы смотрели канал «Дискавери», и вдруг началась передача об археологических раскопках в Л’Анс-о-Медоуз (на месте злосчастной колонии Лейфа Эриксона). Я как раз сидел и прял с одним из таких стеатитовых веретен — и вдруг на экране появилось точно такое же. Вернее, наше выглядело бы так же, если бы тысячу лет пролежало в земле. То, которое показывали по телевизору, выкопали археологи. Как же я обрадовался! Помню, я тряс этим веретеном и хохотал от счастья.

За несколько недель перед путешествием я напрял себе ниток-талисманов из шерсти наших собственных овец. Если умеешь прясть, в этом нет ничего сложного: надо просто сосредоточенно произносить заклинание, пока веретено вращается, а потом выталкивать энергию наружу и представлять, как она вплетается в нить. Я спрял много серо-белых талисманов невидимости: чтобы такая нить сработала, нужно положить ее себе на плечо, читая заклинание, а потом идти своей дорогой — и те, кто за тобой гонится, ни в жизнь тебя не найдут. Вдобавок я напрял некоторое количество талисманов из черной шерсти для связывания теней и еще сколько-то — из чисто-белого шелка для обозначения границ (такие нитки надо натянуть между деревьями по кругу, а потом на вырезать подобающие руны на «ключевом» дереве). И, наконец, я вырезал палочку из рябины, намотал на нее все эти нити и упаковал в Сумку.

10. Магическая аптечка

magical medkit

Я собрал для себя небольшую аптечку первой помощи. На мягкий футляр пошли ярко-желтые и оранжевые (сразу бросающиеся в глаза) лоскуты, которые я вырезал из дареной ситцевой одежды. Внутри я пришил несколько петель, чтобы содержимое не рассыпалось по всей аптечке. Долгие годы я собирал разноцветные стеклянные пузырьки (наподобие тех, в которых когда-то продавались лекарства), в том числе и причудливой формы — в виде рыбок, черепов или домиков. Я увлекся ими еще в детстве, подхватив хобби своей бабушки, а потом унаследовал и ее коллекцию, потому что родственникам, которым достался ее дом, две полки крошечных стеклянных бутылочек оказались совершенно ни к чему. И вот я выбрал самые маленькие пузырьки, высотой в два—три дюйма, и наполнил их травяными настойками, которые приготовила моя жена: окопник мог пригодиться от ушибов и растяжения связок, эхинацея и коптис — для укрепления иммунной системы, коровяк — от простуды, ягоды боярышника — для нормализации давления, валериана — от бессонницы. Заодно я прихватил бутылочку замечательной бузинной наливки. Плохо подогнанные резиновые пробки мы выбросили: Джошуа вырезал новые — из старых винных пробок.

Затем я взял маленькую коробочку из-под пилюль и положил в нее мирры, которая годится  как антисептик при порезах; в случае чего как антисептик могла сгодиться и любая из настоек — просто потому, что все они были на спирту. Кроме того, я наполнил завинчивающуюся баночку из-под крема самодельной «зеленой гадостью» от кожных раздражений (на самом деле это просто топленый воск вперемешку с растолченным бальзамином и капелькой масла витамина Е, охлажденный до консистенции мази). Кроме того, я простерилизовал и упаковал иглу и пинцет для удаления заноз; из всей аптечки именно последним мне пришлось пользоваться чаще всего. Мне подарили четверть ярда тонкого египетского льна, и я разрезал его на бинты разной величины, обшил края, упаковал их в чистые кофейные фильтры из небеленой бумаги и прожарил в микроволновке. Затем я взял еще один кофейный фильтр и насыпал в него засахаренного имбиря на случай расстройства желудка. И, наконец, я захватил с собой приличного размера банку сметанного крема — смазывать еще не зажившую татуировку. Собрав аптечку, я попросил своего друга Нахи, мастера рэйки и целителя нашей группы, чтобы он ее зарядил. Этим я и ограничился. Я рассудил так: средствами первой помощи я запасся, а при более серьезных проблемах в любом случае пришлось бы все бросить и вернуться домой.

Впрочем, нет: я еще приготовил себе леденцы от кашля — и в итоге использовал все до единого. Вот рецепт:

Леденцы от кашля по рецепту Рейвена

1. Заварите очень крепкий чай следующего состава:

  • 5 частей шандры
  • 2 части чабреца
  • 1 часть мяты курчавой
  • 1 часть мяты перечной
  • 1 часть мелиссы
  • 1 часть плодов шиповника

(По желанию можно добавить 10 капель масла перечной мяты, масла эвкалипта или того и другого.)

2. Процедите чай и перелейте процеженную жидкость в большую кастрюлю.

3. Добавьте 2 ½ чашки (около 0,6 л) сахарного песка и 1 столовую ложку сливочного масла. Поставьте кастрюлю на огонь, доведите до кипения.

4. Накройте крышкой и оставьте кипеть примерно на 3 минуты, чтобы пар смыл весь осадок со стенок кастрюли. Затем снимите крышку и варите на сильном огне, не помешивая, до полного загустения, которое наступит при температуре 300°F (около 150°С). (Тут вам понадобится кондитерский или какой-нибудь другой термометр.) Сироп должен разделяться на твердые и хрупкие нити.

5. Держите наготове мраморную или керамическую плитку или большую тарелку, смазанную маслом. Вылейте немного сиропа на тарелку, разрежьте ножницами, когда он немного остынет, и быстро скатайте полученные кусочки в шарики. Затем вылейте на тарелку очередную порцию сиропа, и так далее. Остаток держите в кастрюле на медленном огне. Старайтесь действовать быстро; эту часть работы лучше делать с помощниками, используя сразу несколько тарелок.

6. Заверните каждый леденец в провощенную бумагу. Готовые леденцы храните в закупоренной банке в прохладном месте. Если насыпать их в банку, не заворачивая, они слипнутся в один гигантский леденец, а чтобы достать его, банку придется разбить.

Принимайте леденцы по мере необходимости при простуде и кашле.

11. Гитара и чехол

guitar case frontguitar case back

Мою гитару Мадригаль специально зачаровывать не пришлось: она уже была магическая — просто потому, что я играл на ней добрых два десятка лет. Но чехол для нее был из черного нейлона и совершенно не поддавался чарам: сколько я ни пытался, вся магия от него буквально отскакивала. Мы обсудили разные варианты; некоторые из них могут подойти другим людям, которым понадобится переносить магический предмет в незачаровываемом чехле, — например, можно сшить большую сумку из натуральной ткани или нашить на старый чехол аппликации, в которых будет держаться магия. Но я в конце концов решил сшить новый чехол из лоскутов разноцветной хлопчатобумажной ткани для квилтинга.

Гитару обязательно нужно было взять с собой, потому что кое-где мне предстояло петь в уплату за гостеприимство. То, что мои песни не имели ничего общего со скандинавскими сагами, меня не смущало: думаю, обитателям Девяти миров саги уже поднадоели и хочется чего-то новенького. Те, кто не играет на музыкальных инструментах, могут с таким же успехом читать стихи или рассказывать интересные истории.

 

12. Предметы личной гигиены

magic soap

Эллисон — настоящая Марта Стюарт неоязыческого мира — преподнесла мне целую корзину заряженного магией мыла, шампуней, зубной пасты и дезодорирующих камней. Физическая чистота при переходе из мира в мир для меня чрезвычайно важна — как часть общего очищения, так что за этот подарок я был очень благодарен.

 Магическое мыло по рецепту Эллисон

Возьмите любой рецепт простого кастильского мыла на оливковом масле (таких рецептов известно множество) и добавьте к нему следующие ингредиенты:

  • красную водоросль — как символ стихии Воды, для очищения Морем;
  • розмарин — как символ стихии Огня, для освящения и защиты;
  • шалфей — как символ стихии Земли, для мудрости и знания;
  • чабрец — как символ стихии Воздуха, для ясновидения и контакта с другими планами;
  • отруби — как абразивное вещество, помогающее избавиться от въевшейся грязи;
  • зеленую глину — для заземления и очищения;
  • канифоль — для энергетической защиты;
  • жидкий хлорофилл — как символ крови Зеленого Человека.

Каждый брусок мыла Эллисон зарядила при полной луне и пометила капелькой собственной крови. Она предупредила, что не следует брать новый брусок, пока старый не израсходуется полностью.

basket of personal items

13. Прочие вещи

Вдобавок я взял с собой мешочек с рунами, универсальный нож с рукоятью, вырезанной из рога одной из наших коз, одно ожерелье и ажурный оловянный фонарь, который мне подарил на Йоль один мой друг-язычник, работавший жестянщиком в деревне Олд-Стербридж — историческом музее под открытым небом. Мы заранее перенесли в мой лесной домик постельные принадлежности и масляную лампу, но обстановка там осталась спартанская: кровать с веревочной сеткой, деревянный ларец в форме полумесяца и клетка для Мэген — вот и все. Потом Джошуа приходил каждый вечер с зачарованными свечами, зажигал фонарь и масляную лампу, оставлял мне ужин и звонил в колокол, привязанный на ветку одного из деревьев, которые служили опорами для этого подвесного домика.

basketКроме того, один мой друг подарил мне закупоренную деревянной пробкой стеклянную бутылку с морской водой — он почувствовал, что это мне пригодится. И действительно, в путехождении морская вода — замечательное подспорье: с ее помощью можно состраивать пресные ручейки с морскими берегами иных миров и призывать Великого Змея. Этот же друг передал мне подарок от своей маленькой дочки. Та услышала о предстоявшем мне путешествии и подумала, что мне пригодится защитный амулет — лоскут «деяла», как она называла свое детское одеяльце, которое служило ей надежной магической защитой даже после того, как совсем истрепалось и рассыпалось. Она по-прежнему использовала его лоскутки как амулеты и решила, что с одним из этих клочков синей ткани, на котором все еще виднелись выцветшие коровки, полумесяцы и звезды, мне будет безопаснее. Она немного опасалась, что я не оценю ее подарок по достоинству, приняв его за обычную старую тряпку, но я сообразил, что защитное детское одеяльце — это настоящий кладезь хаминьи. Кроме того, во всех народных сказках герои только выигрывают, если принимают благословение и советы от детей, дурачков и бездомных бродяг.

Часть II: подношения

Значительную часть моего груза в этом путешествии составили подношения, собранные и изготовленные специально для обитателей различных миров. Мы предположили, что любого гостя встречают лучше, если он приходит не с пустыми руками, мы заготовили кучу подарков для всевозможных существ, каких только смогли вспомнить, — в основном ради того, чтобы на меня поменьше нападали и не захлопывали двери у меня перед носом. Что-то я взял с собой сразу, что-то потом приносили мне в определенные дни по моим указаниям. Все подарки, разумеется, были заряжены магией — либо в процессе изготовления, либо сразу же после покупки. Вот перечень подношений, которые я использовал в этом путешествии (в порядке раздачи):

1. Серебряные монеты, выплавленные и отлитые вручную. Друзья отдали мне на переплавку серебряные украшения, в которых они больше не нуждались: обручальные кольца, необходимость в которых отпала из-за развода; клятвенные кольца из-под нарушенных клятв; подвески с символами духовных путей, которые на поверку оказались неподходящими; цепочки, непоправимо запутавшиеся и завязавшиеся узлами… Кто-то даже дал разломанную пополам детскую ложечку. Ташлины расплавили все это в своей печи и отлили одиннадцать монет, на которых затем выгравировали связанные руны. Эти монеты я роздал в своем путешествии в уплату за всякие услуги или в качестве пошлины.  Первая досталась какому-то трактирщику из Мидгарда, а несколько последних — лордам двергов. Грубая работа их не смутила: серебро есть серебро.

2. В Муспелльхейме: фрукты для огненных великанов, заряженные энергией типа «милый невинный младенец». Зачаровала их моя дочка: она завернула их в тряпку и носила на руках, как ребенка. С такой магической добавкой они нравятся огненным йотунам гораздо больше, чем обычные фрукты.

3. В Мюрквиде: дешевые украшения в первобытном стиле, которые я оставлял в святилищах местных племен.

4. В Асгарде: для Одина — бутылка меда «Кровь ивы», сваренного моей подругой Уиллоу-Ивой и окрашенного цветками гибискуса в красный цвет. Для Фригг — бутылка благословленной соли и час работы (я помогал ей прясть). Для Фрейи — бутылка «налюбленного» (по выражению Джошуа) меда. Для Идунн — новые современные сорта яблок, чтобы она могла посадить семена на пробу.

5. В Альвхейме: здесь расстаралась моя подруга Эллисон, которую мы не зря прозвали Мартой Стюарт языческого мира. Она изготовила для королевской семьи Альвхейма комплект рун из марципана. В каждую руну Эллисон добавила соответствующую ей особую смесь пряностей, а также немного масла и собственной крови. Весь комплект был упакован в картонную коробку, оклеенную зеркальными стеклышками, стеклянными бусинами и алебастром, а коробка — в золотой подарочный пакет. От меня лично альвы не в восторге, но этот подарок их весьма впечатлил.

box of rune cookiesrune cookies

6. В Ванахейме: бутылка гранатового меда для Фрейра, пакет органической муки и немного органических фруктов, а также немного сушеных зерен пшеницы.

7. В Йотунхейме: большой железный котел с бараньей ногой, тушеной в луке, и бутылка «Джека Дэниэлса».

8. В Железном Лесу: сырой органический ливер (сердца и почки) для варварских йотунских племен.

9. В Свартальвхейме: для темных альвов — маленькие шоколадки в форме глазных яблок (дело было в октябре, и на прилавках уже начали появляться хэллоуинские сласти) и орнамент из красного стекла, заряженный энергией типа «разбей меня — будет забавно!». Для двергов — остаток серебряных монет и бутылка виски «Кроун роял», которая здорово смягчила этих ворчунов.

10. В Нифльхейме: для инеистых великанов — опять-таки фрукты, в основном цитрусовые, которых тамошние мои знакомцы, как оказалось, прежде никогда не видали. Для Гарма — кусок мяса, завернутый в хлеб.

11. В Хельхейме: для Хелы — букет аккуратно засушенных роз на длинных стеблях. Моя подруга Джулия, язычница, практикующая вне групп, живет на военной базе, где нельзя хранить холодное оружие, так что на праздничных ритуалах она использует вместо меча розы соответствующего цвета на длинных стеблях, а затем засушивает их. Целый годовой запас таких цветов, освященных ритуалом, она передала мне в качестве подношения для Хелы. Для Мертвых — пение. Много часов подряд.