Огонь и лед: ритуал сауны в Северной традиции
Отрывок из книги «Кони духов: пути шаманизма Северной традиции»
Чтобы подготовиться к сауне, прежде всего следует очиститься. В зимнее время в старину для этого натирались снегом; если не хотите этого делать, хотя бы, по крайней мере, примите душ. В сауне у вас через поры выйдет много токсинов, так что кожа должна быть чистой. Воспринимайте это как предварительное ритуальное очищение — подготовку к священному обряду сауны.
Обряд сауны подразделяется на несколько кругов (по-фински — gang). Ритуал, который мы вам предлагаем, как и многие традиционные обряды такого рода, включает в себя три круга. Первый круг — это открытие святилища: он нужен для того, чтобы согреться, сбросить с себя груз повседневных забот и оставить позади все мирское. Это круг Предков, призванный почтить наших предшественников. Каждый настоящий ритуал сауны в Северной традиции должен начинаться именно с этого — с воздания почестей Предкам. Данный ритуал составлен для группы (которую может возглавить опытный духовидец), но его без труда можно переработать для одиночной практики.
Первый круг — это круг Перт, круг безмолвного вхождения в Таинство. Для начала каждого участника следует окурить полынным дымом и затем уже впустить в сауну. Все входят в это священное место обнаженными, склоняя голову под низкой притолокой, и рассаживаются на скамьях. Ведущий дает им время устроиться поудобнее, но все это должно происходить в молчании. В течение нескольких минут сохраняйте тишину, пока все не успокоятся и не отрешатся от повседневных забот. Если кто-то чувствует себя неловко, за это время, отведенное на успокоение и согревание, он может расслабиться и избавиться от внутреннего дискомфорта. В идеале, каждому следует войти в такое состояние, в котором пребывание в наготе и в окружении других обнаженных и потеющих людей перестанет причинять какие-либо психологические неудобства. Физический дискомфорт, скорее всего, останется — по крайней мере, небольшой; если кому-то понадобится покинуть ритуальное пространство по физическим причинам, не удерживайте его и ни в коем случае не давайте ему повода переживать из-за этого. Поймите: если кто-то упадет в обморок прямо в сауне, это испортит ритуал для всех. И, разумеется, всем участникам заранее нужно объяснить все это и рассказать, как следует себя во время ритуала.
Если есть такая возможность, скажите участникам, чтобы они попытались дышать в унисон, как бы трудно это ни было в жарко натопленном помещении. В идеале, они должны достичь такого умонастроения, в котором будут ощущать себя единым племенем, которое собралось в сауне для общего ритуала и в тишине укрепляет связывающие его узы родства. Как указывает Лидия Хеласдоттир, «финны говорят, что в сауне нет места повседневности. В сауне заключаются договоры о браках, в сауне примиряются враги. Неважно, кто вы: когда вы в сауне, вы — товарищ по сауне всем тем, кто находится там вместе с вами. Не имеет значения, премьер-министр вы или простой крестьянин».
Служитель (как мы в дальнейшем будем называть человека, ведущего ритуал) преклоняет колени перед огнем, как перед алтарем, простирает руки к огню и произносит:
В начале была Темнота,
Гиннунгагап, Пустота без конца и без края.
Затем пришел Сурт, господин огневого меча,
Единая точка света в кромешной Тьме,
И возник Муспелльхейм, Мир Огня.
Прежде всего стал огонь.
Из темноты — Огонь.
Все участники повторяют: «Из темноты — Огонь».
Камни следует заранее выложить на печи, в идеале — спиралью или, возможно, в форме руны или какого-либо иного символа. Все это время они прогревались, а теперь служитель должен аккуратно добавить к ним последний камень, возложив его к остальным, как на алтарь, и завершив узор. При этом служитель говорит:
Затем появился Нифльхейм,
Мир снега и льда, мир холодного камня,
И огромный, как горный хребет, Имир вышел на свет,
Молочный сын Аудумлы, Великой Коровы,
Йотун камня и льда, Предок несметных тысяч.
Так начинался мир — с огня и камней.
Изо льда вышли камни.
Все участники повторяют: «Изо льда вышли камни».
Затем служитель отирает пот со лба каждого участника тряпицей из натуральной ткани и бросает ее в огонь со словами:
Имир потел во сне, и вышли из этого пота
Три инеистых турса, предки многих созданий,
Силы воздушных токов:
Мы чтим их самим дыханьем
Сурта сыны горячи, а эти — как снег холодны.
Выше огня и камня веют прохладные ветры,
Из пота земли вышла жизнь.
Все участники повторяют: «Из пота земли вышла жизнь».
На одной из скамей должна стоять чаша с водой; при желании в нее можно добавить какие-нибудь ароматические травы или эфирное масло. Лично я предпочитаю для первого круга аромат сосновой хвои (символ вечнозеленых деревьев — самых древних), для второго — березовый (поскольку на этом круге участники должны хлестать себя вениками; но если сами веники будут березовыми, то не понадобится ничего, кроме чистой воды), а для третьего следует выбрать благовоние в зависимости от того, каких богов вы желаете почтить. Итак, служитель поднимает чашу с водой и произносит:
Затем Муспелльхейм приблизился к Нифльхейму,
И в миг столкновенья миров
В огне растаяли льды,
И встал от воды туман, и поднялся между мирами.
От жара родился холод, от холода — жар, и от жара — холод;
И здесь мы проходим вновь этот первый круговорот.
В начале были огонь, и вода, и камень,
Они превратились в Мир Льда и в Страну Туманов.
Из огня, и воды, и камня все сущее вышло.
Служитель выплескивает воду на горячие камни, и пока от них поднимается пар, все участники повторяют: «Из огня, и воды, и камня все сущее вышло».
Затем служитель произносит речь в честь предков, наших предшественников, и может рассказать о каком-нибудь великом деянии одного из предков. Другие тоже могут выступить с рассказами о собственных предках. Если кто-то не знает своих предков или по той или иной причине не желает хвалить их поименно, он может воздать почести кому-либо из своих духовных предков — тех, кто его вдохновляет. Вообще, участники не обязаны высказываться вслух: этот круг вполне может пройти и в молчании. В любом случае, когда выскажутся все желающие, следует какое-то время посидеть в тишине, погрузившись в медитацию.
Между тем всё вокруг медленно окутывается паром-лёюлю. Как пишет Лидия, «…сауна наполняется этим духом, и это не просто пар: если все идет правильно, то от него у вас бегут мурашки по коже и волосы встают дыбом. Он завладевает вами целиком. Когда выходит лёюлю, вы замолкаете и сидите тихо, пока он не впитается в стены».
Один финский фермер говорил, что есть четыре вида лёюлю: лёюлю-Девица, лёюлю-Хозяйка, лёюлю-Мать и лёюлю-Бабушка. Когда на камни выплескивают воду в первый раз, выходит лёюлю-Девица: она обнимает вас, как пылкая любовница, и ее прикосновение почти нестерпимо, но оно волнует и возбуждает, приводя в экстаз. На втором круге выходит лёюлю-Хозяйка: она ласкает вас, как любящая жена. На третьем — лёюлю-Мать, такая нежная, что вам покажется, будто вы снова маленький и мама держит вас на руках. Четвертая, лёюлю-Бабушка, — самая ласковая из всех… она появляется тогда, когда вы после сауны выходите в купальню и выплескиваете немного воды на еще не остывшие угли в честь саунатонну и предков.
Проведя на первом круге достаточно долго (а за тем, «достаточно» ли долго продолжается эта часть, должен внимательно следить ведущий: не забывайте, что вам предстоит еще два круга), сделайте перерыв. Пусть участники окунутся в прохладную воду, примут холодный душ или поваляются в снегу — в зависимости от того, насколько каждый из них вынослив и закален. Если у кого-то гипертония или нелады с сердцем, такому человеку следует обмыться теплой водой, иначе от резкого перепада температур могут возникнуть проблемы. После перерыва возвращайтесь и приступайте ко второму кругу.
Второй gang предназначен для серьезных дел. Это круг Манназ — круг Общины. Традиционно на этом этапе обсуждали важные вопросы, касавшиеся всей общины, но помните, что сейчас не время для споров и ссор. Формулируйте проблемы как пожелания, исполненные надежды на скорые перемены к лучшему. «Община» может быть и маленькой, как одна семья, и огромной, как целый мир. На этом круге следует соблюдать порядок и высказываться только по очереди. Если группа достаточно сплоченная и надежная, можно попытаться затронуть и проблемы, существующие в личных отношениях между ее участниками, но ведущий должен держать все под контролем и не допускать, чтобы личные обиды повлияли на энергетику обряда.
На этом круге достают березовые веники, прогревают их над огнем и раздают участникам, чтобы они хлестали друг друга по спине. Тем самым кожа очищается от старых, отмерших частиц, но дело не только в этом: происходит еще и духовное очищение. Когда эту процедуру проводят в группе, важно, чтобы участники хлестали не только друг друга, но и самих себя, символически утверждая тем самым общинные узы. Если раздобыть березовые веники не удалось, можно добавить в воду масло березы. Иногда с вениками работают прямо в сауне на втором круге, а иногда — во время второго перерыва; здесь все зависит от предпочтений конкретной группы. Береза — это дерево Фригг, Королевы Асгарда и госпожи мира в общине. Фригг следит за тем, чтобы между членами общины сохранялись мирные и добрососедские отношения и чтобы как можно меньше людей чувствовали себя обиженными. На этом круге служитель берет на себя роль Фригг, надзирая за тем, чтобы в сауне сохранялась подобающая атмосфера и ритуал не вырождался ни во всеобщую свару, ни в легкомысленную забаву. Если все присутствующие будут «за», можно совершить инвокацию Фригг, обратившись к ней с просьбой о поддержании мира и спокойствии. Согласно НЛГ одного духовидца, на этом круге уместно проводить гадание по символам (рунам или пиктограммам), нарисованным на кусочках бересты или вырезанным на березовых прутьях. По завершении круга веники сжигают в печи.
Третий gang предназначен для богов. Это круг Ансуз, и проходит он по большей части в тишине. В начале круга можно восславить богов (либо всем сообща, либо по отдельности), но затем снова должна воцариться тишина. Все участники размышляют о том, как воплотить в жизнь те видения, которые открылись им в лёюлю, а также результаты гадания или обсуждения проблем. Затем все молча выходят из сауны и принимают душ, но огонь в печи продолжает гореть — в честь духа-хранителя сауны. Следует выбрать кого-то, чтобы он присматривал за огнем — время от времени проверял его, пока тот не погаснет; а если за обрядом последует пир, то часть угощения нужно поставить под дверь сауны.