Безмолвный пост
Галина Красскова
Отрывок из книги «Кони духов: пути шаманизма Северной традиции»
Полагаю, что не ошибусь, если предположу, что в детстве многие из нас слышали поговорку: «Молчание — золото». И в магической практике дело обстоит именно так. В последнее время я об этом много думаю. Я живу в Нью-Йорке, и даже в лучшие моменты тишина — не из тех удобств, на которые можно рассчитывать в этом городе. Шум стоит постоянно, даже в ранние утренние часы и даже при закрытых наглухо дверях и окнах. И этот шум — неотъемлемая часть городского организма: его источники — это источники самой жизненной силы города. Нью-Йорк, как и любой другой город, обладает своей уникальной энергией, и сами эти потоки энергии тоже непрерывно гудят на своей особой частоте и в своем ритме. От фонового шума не скрыться даже в самых, казалось бы, тихих и уединенных уголках. И подчас это начинает сводить с ума.
Более того, сама американская культура — не из тихих. Мы в целом, как народ, одержимы шумом. Мы живем среди всевозможных механических устройств, которые непрестанно трещат, хлопают и жужжат. Фоновый шум окружает нас повсюду — на эскалаторах, в ресторанах, в кафе. Мы не просто говорим громко, а еще и склонны болтать, не закрывая рта: у всех теперь есть мобильники. И лично я ни разу не слышала, чтобы в средствах массовой информации или в популярной литературе обсуждалась мысль о том, что осознанное погружение в тишину может приносить исключительную пользу. Но на деле так оно и есть, и это справедливо не только для людей, посвятивших себя магической практике. Шумовое загрязнение ведет к стрессу, а стресс вызывает зажимы, блокирующие внутреннюю энергию и жизненную силу. При недостатке жизненной силы невозможно не только эффективно заниматься магией, но и просто жить и чувствовать себя нормально. Стресс влечет за собой мигрени, переутомление, болезни и даже депрессию.
Итак, поговорим о тишине. Возможно, некоторым кажется, что к работе магов или духовидцев эта тема не имеет никакого отношения, но в действительности для того, чтобы открыться потоку силы и начать творить по-настоящему работающие чары и заклинания, чтобы научиться слышать голоса своих богов, прежде всего надо достичь точки безмолвия и покоя. Этот факт столетиями признавали многие эзотерические системы, особенно восточные. На достижение этого состояния направлено большинство систем медитации. Чтобы найти свое средоточие, нужно отыскать внутреннее безмолвие. А это очень трудно, особенно поначалу, когда еще не чувствуешь ту чистоту, которую дают уединение и молчание.
Тишина по-своему тоже звучит, как это ни парадоксально. У нее есть своя структура, свое строение, ритм и, в восприятии некоторых людей, даже цвет. В некоторых разновидностях магии проводником силы служит голос, но сама эта сила идет из какого-то другого места, и в этом месте царят тишина и покой. Существуют десятки упражнений, помогающих новичку осознать этот принцип. 99% всех медитаций служат, по крайней мере, на начальном этапе, для того, чтобы помочь ученику отрешиться от всех отвлекающих факторов, причем не только внешних, но и от «болтливой обезьяны» своих собственных мыслей. И некоторым оказывается невероятно трудно достичь этой цели.
Посвятив десять с лишним лет преподаванию эзотерических искусств, я пришла к выводу, что большинство людей избегают полной тишины. Я имею в виду не только внешнюю тишину, но и внутреннее безмолвие. Из всех навыков, которые я пыталась привить ученикам на протяжении многих лет, именно способность ценить тишину вызывает, как правило, самые большие затруднения. А между тем сама тишина — великий учитель. В объятиях тишины человеку волей-неволей приходится встретиться лицом к лицу со всеми теми тайными мыслями, эмоциями и ощущениями, со всеми теми внутренними демонами, которых нас обычно учат скрывать даже от самих себя. Когда мы погружаемся в тишину, нам не на что отвлечься, нечем закрыться.
Поначалу наука безмолвия может даваться очень тяжело. Дело не только в самих этих внутренних демонах, а еще и в том, что мы должны побороть естественное побуждение что-нибудь с ними сделать, потому что оно непременно отвлечет нас от урока тишины. Мы не привыкли просто сидеть и пребывать один на один со своим внутренним «я». Это все равно что сидеть на пляже и смотреть, как на берег накатывает гигантская волна: инстинктивно хочется вскочить и убежать. Сила молчания — как остро заточенный нож. Она отсекает все иллюзии и дарует ясность. И это может пугать. Кроме того, оборотная сторона дисциплины молчания — дисциплина речи, умение говорить правильно, хорошо и мудро. А мы слишком привыкли бросать слова на ветер.
Если мы научимся лучше использовать силу своего голоса, то, возможно, пользоваться силой безмолвия станет легче. Зачастую мы слишком заняты, чтобы обратить на это внимание, и расточаем силу своего голоса впустую. Мы не задумываемся о словах, которые вылетают у нас изо рта. И из-за этого нам не хватает времени прислушаться к мудрости безмолвия. В языке хауса есть поговорка: «Молчание — тоже слово». Но услышать уроки тишины мы сможем лишь тогда, когда покончим со своей навязчивой влюбленностью в шум и бесконечную болтовню. Привыкая выдерживать и даже с радостью принимать тишину, мы начинаем лучше осознавать и ценить силу своих слов: мы понимаем, что из слов можно ткать узоры, что словами можно наносить вред и исцелять, что словами можно созидать новое. В магии это общее место, но оно необыкновенно важно. Всех нас с самого начала учат, что дать чему-либо имя — значит, дать ему бытие. Эта аксиома верна не только в контексте заклинаний. Она верна для любого разговора, для каждого слова, которое мы произносим — будь то во благо или во зло, будь то беспечно или с полным осознанием.
Возможно, именно поэтому во многих религиозных традициях по всему миру мистики всегда стремились к отшельничеству, надолго погружаясь в тишину и одиночество, чтобы углубить свое духовное осознание и укрепить связи со своими богами. Возможно, они инстинктивно чувствовали, что молчание — это деятельная практика. Когда практикуешь молчание, ты вовсе не сидишь тупо, как овощ. Ты активно готовишь себя к тому, чтобы открыться — богам, потоку силы, более глубоким знаниям о самом себе.
Итак, с чего же начать? Начну с предостережения. Когда только начинаешь практиковать молчание, возможны два варианта: либо почти сразу же всплывают всевозможные внутренние (или внешние) отвлекающие факторы, либо человек попросту засыпает. Это совершенно естественное сопротивление организма, и на то, чтобы его преодолеть, потребуется какое-то время, так что особо переживать на этот счет не стоит. Второй тип реакции иногда свидетельствует всего лишь о том, что в человеке накопилось слишком много напряжения, и как только он начинает расслабляться, естественная усталость (потому что тащить на себе все это напряжение — тяжелая работа!) берет свое и организм требует отдыха.
Полагаю, что лучше всего начать с прислушивания ко всем звукам, окружающим вас в течение дня. Изо дня в день нас непрерывно бомбардируют всевозможные случайные шумы. И для того чтобы приблизиться к тишине и постичь ее, прежде всего нужно понять, что такое ее отсутствие. Итак, для начала научитесь слушать. По дороге на работу сознательно отмечайте все звуки, доносящиеся до вашего слуха. Оценивайте их качество, тембр, их взаимодействие с другими звуками и общее шумовое полотно, в которое они сплетаются. Отмечайте также свои физиологические и эмоциональные реакции на тот или иной звук, если таковые появятся.
В течение дня время от времени просто садитесь ненадолго и внимательно слушайте все, что происходит вокруг вас. Старайтесь вычленить как можно больше отдельных звуков из общей какофонии. Когда слушаете музыку, старайтесь выхватить из нее голос какого-нибудь одного инструмента и следить только за ним. Если выполнять эти упражнения регулярно, то, при всей своей простоте, они помогут вам развить осознание тишины и настроиться на ее поток.
Затем, когда у вас выдастся спокойная минутка, сделайте следующий шаг. Предположим, вам удалось урвать несколько мгновений тишины. Но прислушайтесь внимательно. Уму непостижимо, насколько в действительности шумно даже в самые тихие моменты! Вот, например, сейчас я сижу у себя на кухне за компьютером. Телевизор выключен, музыка не играет, соседи спят и, казалось бы, в доме царит полная тишина. Но ничего подобного! Если прислушаться осознанно, обнаружится уйма звуков: еле слышное гудение компьютера, ворчание холодильника, тихое похрапывание кошки, прикорнувшей в углу, дальний шум машин и даже негромкое тиканье кухонных часов. Когда живешь в городе, все это неизбежно. Изучив в первом приближении свою ежедневную звуковую палитру, попробуйте в такие условно тихие моменты воспользоваться берушами. Возможно, даже так вам не удастся отсечь весь фоновый шум, но все равно разница будет огромная. Для медитации и углубления духовного восприятия люди столетиями использовали различные методы сенсорной депривации. Так что ничего нового в этом нет. Но когда вы опробуете это впервые, пусть даже в такой мягкой форме, впечатление может оказаться очень сильным.
Кстати говоря, чувствительность ко взаимодействию звука и тишины может резко обостриться, если вы начнете учиться пению или игре на каком-нибудь музыкальном инструменте. Такие занятия полезны для магической практики не только потому, что на звуке основываются целые системы магии (как, например, скандинавский гальд), но и потому, что понимание ритма и движения мелодии помогает лучше чувствовать и понимать естественные энергопотоки. В этом отношении все взаимосвязано. Все структуры потоков похожи друг на друга.
И самое главное — начните следить за своей речью. Многим людям свойственна глубоко укоренившаяся привычка говорить просто для того, чтобы заполнить естественные паузы, прервать затянувшееся молчание или услышать собственный голос. Но мистику, духовидцу, магу или жрецу такая привычка не подобает. Слова обладают невероятной силой. Начните всерьез задумываться о смысле и значении слов, которые вы произносите. Насколько часто у вас языка срываются обидные и язвительные замечания — просто потому, что вы потеряли над собой контроль? Насколько часто вам приходится отвечать на какие-нибудь любезные банальности такими же ничего не значащими репликами — только потому, что так принято в вашем кругу? Насколько часто вы сплетничаете и разносите слухи, даже не задумавшись о возможных последствиях? Склонны ли вы говорить лишь для того, чтобы избежать молчания?
Место, в котором начинается и накапливается магия, — это место тишины. И для того, чтобы достичь его по-настоящему, нужно обрести и дисциплину молчания, и дисциплину речи, и уравновесить эти два искусства в гармонии. Кроме того, очевидно, что в хаосе непрерывного шума почти невозможно расслышать богов и установить с ними глубокие отношения. Итак, чтобы овладеть этой новой дисциплиной, учитесь осознавать все слова, которые вы произносите. Попытайтесь прожить целый день, не произнося ни слова без насущной необходимости. Или, еще лучше, — прожить целый день, говоря только правду. Или еще один вариант: попробуйте в течение дня не говорить ни правды, ни лжи — из этого может получиться занятная словесная игра. Одним словом, исследуйте и изучите силу своих слов по-настоящему.
Самое интересное я, конечно, приберегла напоследок. Безмолвный пост — это мощная медитация, и поначалу она может показаться обманчиво простой, но на деле все гораздо сложнее. Итак, безмолвный пост продолжается три дня. Никакого телевизора, никаких CD-дисков, никого радио, компьютера, книг, друзей и родных, никаких телефонов и прочих коммуникационных приспособлений. На три дня полностью уединитесь с одним только дневником (уезжать не обязательно — можете остаться дома, но выключите всю коммуникационную технику). В течение этих трех дней можете только медитировать, молиться и делать записи в дневнике. Больше ничего. И, самое главное, молчите. Однажды я прожила так десять дней подряд, и с третьего по пятый день чуть не сошла с ума, но в конечном счете это оказалось невероятно полезно. Имейте в виду, что после безмолвного поста возвращаться в мир шумов может быть довольно мучительно. Если вы сможете уделить этой практике больше времени — еще лучше. 10—14 дней — идеальный срок. Непременно записывайте свои реакции, мысли, чувства и всякие наития, которые будут посещать вас в ходе поста.
Такая практика полезна не только для начинающего мага, но и, в первую очередь, для духовидца. Посвятив две недели молитвам, медитациям и общению с богами, можно раскрыться самым удивительным образом. В период поста можно даже попытаться делать безмолвные ритуалы — с одними только жестами, но без звуков.
Это один из самых недооцененных инструментов и методов в современном магическом сообществе. И при этом — один из самых полезных и даже необходимых. Для практики безмолвия, как и для дыхательных упражнений или гальда, не требуется ничего, кроме того, что и так есть у каждого: нужны лишь наша осознанность, наше дыхание, наш голос, наш разум и наша воля. И это — самая основа и самая прочная опора магической практики.
«Когда в уме царит безмолвие, становятся слышны шаги божества»
— Шри Сатья Саи Баба